Улицы Персоны Памятники Изображения
Найти
Дом ТрубниковаДом СкалозубоваУсадьба городская. Генплан: 1. Дом Трубникова 2. Дом СкалозубоваДом Трубникова. План мезонина

Персоны

Усадьба городская, перв. пол. XIX в.; нач. XX в.

Костромской, р-н/Костромская, обл, д. 34, лит. А, Б

Интересный пример городской усадьбы, характерной для застройки русского провинциального города, с двумя разновременными домами, деревянным и полукаменным. Играет большую роль в формировании облика улицы. Возникновение усадьбы, принадлежавшей купцу 3-й гильдии П.М. Трубникову, относят обычно к началу XIX в. В 1841 г., когда усадьбой владел его сын В.П. Трубников, здесь стояли два деревянных дома: один, более ранний, не дошедший, выходил на красную линию улицы; стоящий за ним второй в юго-восточной части владения — существующий дом с мезонином ( № 34 Б) — был выстроен во вт. четв. XIX в. Во второй половине XIX в. (до 1888 г.) к его дворовому северо-восточному фасаду примкнула большая одноэтажная пристройка. В 1904-1905 гг. новый владелец усадьбы С.П. Скалозубов поставил напротив него второй дом (№ 34 А) с кирпичным первым и деревянным вторым этажами. Кроме жилых зданий, в глубине двора стояли деревянные службы с навесом на колонках, одновременные дому с мезонином (сгорели в 1958 г.), баня и навес для дров, отделявшие территорию фруктового сада, находившегося в юго-западной части территории.

Дом П.М. Трубникова — хорошо сохранивший объемную композицию и элементы фасадного декора памятник деревянного жилого зодчества эпохи классицизма. План здания имеет Т-образную форму. Первоначальный прямоугольный объем одноэтажного здания, сложенного из бревен и обшитого тесом, на кирпичных подвалах, вытянут в глубину двора. Над большей его частью устроен мезонин, сдвинутый от переднего торца и выходящий на оба продольных фасада балконами с восьмиколонными портиками (по 4 попарно поставленных колонки), ныне утраченные. Центры треугольных фронтонов мезонина вырезаны глубокой полуциркульной аркой. В противоположность прямоугольным проемам продольных фасадов, в простых рамочных наличниках, четыре окна, выходящие на уличный фасад, имеют арочную форму, а их широкие гладкие обрамления, со свесами-кистями на нижних углах, имеют в вершине “замковый камень” в виде резного листа аканта. Над прямоугольным тройным окном торцового фронтона помещено своеобразное украшение из скрещенных резных планок.

Прямоугольная в плане пристройка, перпендикулярная старой части дома, имеет декор в духе эклектики. Выпуски бревен на углах прикрыты филенчатыми досками-лопатками, зрительно поддерживающими венчающий карниз с фризом, украшенным накладной резьбой геометрического характера. Прямоугольные окна заключены в профилированные рамочные наличники с небольшими ушами и подоконными лежачими филенками со вставкой, имитирующей блок бриллиантового руста. Фронтон позднего, двухъярусного закрытого крыльца на северо-западном фасаде украшен своеобразным веерным гофром и резной гирькой. Первоначальный вход в здание по центру северо-западного фасада, отмеченный лучковым фронтоном, ведет в небольшие сени, с трех сторон от которых расположены небольшие комнаты, сохранившие белые изразцовые печи с голубым растительным орнаментом. Первоначальная планировка мезонина искажена устройством центрального коридора. Пристройка состоит из двух клетей, расчлененных перегородками на небольшие комнаты.

Дом С.П. Скалозубова, с кирпичным первым и деревянным вторым этажом, типичен для периода эклектики. Прямоугольный в плане, крытый на два ската объем здания, усложненный выступом сеней на дворовом фасаде, вытянут параллельно улице. Стены первого этажа прорезаны прямоугольными окнами без наличников, опирающимися на профилированные подоконники, завершены узкой полосой поребрика и полочкой каблучкового профиля. Углы второго этажа фиксированы филенчатыми лопатками, прикрывающими выпуски бревен. Венчающий карниз имеет гладкий фриз и широкую профилированную выносную плиту. Окна заключены в наличники, фартуки и профилированные лучковые сандрики которых украшены несложной по рисунку пропильной резьбой. В центре уличного, в 5 оконных осей, фасада помещен металлический балкон на тонких чугунных колонках и ажурных фигурных кронштейнах.

В первом этаже комнаты, разделенные легкими перегородками, имеют выходы в небольшую прихожую, примыкающую к входной пристройке. Во втором, с близкой по характеру планировкой — три комнаты вдоль главного фасада связаны анфиладой. В интерьере сохранились тянутые потолочные карнизы.


Лит.: В.Н. Иванов., М.В. Фехнер. Кострома. М., 1955. С. 112; В.Н. Иванов. Кострома. М., 1970. С. 135; 2-е изд., М., 1978. С. 166; В.Н. Бочков., К.Г. Тороп. Кострома. Путеводитель. Ярославль, 1970. С. 55; Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 1. Ч. 2. Кострома, 1997. С. 131-133.

ГАКО. Ф. 207. Оп. 1. Д. 4176. Л. 1 об.-2, 3 об. (не сохр.); Д. 4180. Л. 3 об.-5 (не сохр.); Д. 4331. Л. 1-6 (не сохр.); Ф. 497. Оп. 2. Д. 1280. Л. 157 (не сохр.); Ф. Р. 513 (Е.В. Кудряшов). Оп. 1. Д. 143, 144. Архив Свода памятников ДКН. Архитектурный ансамбль ул. Островского. Рукопись. С. 68-72.

О проекте Департамент культурного наследия Костромской области