Улицы Персоны Памятники Изображения
Найти
Описание Упоминается в статьях

Статьи

Дом жилой, кон. ХIХ в.Дом жилой, кон. ХIХ в.Церковь Преображения за р. Волгой, посл. четв. XVII в.Дом Свешниковых, кон. ХVIII в.Школа церковноприходская, кон. XIX в.Дом жилой, кон. ХIХ в.Дом Маклашиной, кон. ХIХ в.Дом жилой, втор. пол. ХIХ в.Усадьба Стоюнина, кон. ХIХ в.Усадьба городская, кон. ХIХ в.Станция железнодорожная, кон. ХIХ — нач. ХХ в.Дом Чижовой, кон. ХIХ в.Дом жилой, кон. ХIХ в.Дом, в котором жил В.Н. Чернышов, советский авиаконструктор, ученый, нач. XXв.-1930 г.Участок культурного слоя слободки Юрия Васильевича Глинского и слободы Голяда (Спасская и Никольская слободы), XVI-XVIII вв.

СПАССКАЯ И НИКОЛЬСКАЯ СЛОБОДЫ

Спасская и Никольская слободы, образующие по существу единое целое, составляют главную часть Заволжья, как по своему расположению, так и по ценности сохранившейся исторической застройки. Обе слободы по письменным источникам известны с ХVI в. и до 1764 г. принадлежали Ипатьевскому монастырю (Спасская с 1595 г., Никольская с ХVII в.).

Никольская слобода впервые упоминается в 1560 г. как “слободка Юрия Васильевича Глинского”. В конце ХVI в. в ней были две деревянные церкви (Никольская и Козьмодемьянская) и 54 двора. С 1614 г. непродолжительное время слобода принадлежала Оверкиевым, а также немцу А. фон Менгдену. В 1649 г. здесь насчитывалось 42 двора, в которых проживало 94 человека, а также находился патриарший двор. В 1735-1736 гг. количество дворов почти не изменилось (44). Спасская слобода, называвшаяся в старину “слобода Голяда” до 1595 г. была “за литвином за Остафем за Зарубою”. Существующая пятиглавая Спасо-Преображенская церковь с шатровой колокольней построена в 1685-1688 гг. Каменная Никольская церковь в Никольской слободе сооружена вместо прежнего деревянного храма в 1771 г. (разобрана в начале 1930-х гг.). Храм представлял собой пятиглавый четверик, к которому примыкала широкая трапезная, а к ней — шатровая колокольня. Тип колокольни, а также композиция и силуэт храма наследовали традициям ХVII в. Наружный декор церкви был выдержан в стиле барокко.

Уже в конце ХVIII в. в Спасской слободе был возведен первый каменный дом (ул. Волгарей, 6). С 1764 г. жители обеих слобод стали государственными крестьянами, но во второй четверти ХIХ в. они были причислены, согласно их прошению, к мещанству (в 1829 г. большинство жителей Спасской слободы, а в 1838 г. все жители Никольской слободы). С 1841 г. обе церкви значились как городские приходские. Ко второй половине ХIХ в. жизнь слобод была тесно связана, как экономически, так и в бытовом отношении, с Костромой. Жители имели городской характер: они занимались торговлей и ремеслами, обслуживали перевоз через Волгу, работали на заводах и фабриках Костромы. С городом было установлено пароходное сообщение. Однако слободы по-прежнему входили в состав Костромского уезда. Произошедший в ночь на 14 мая 1885 г. пожар уничтожил большую часть Спасской и Никольской слобод. Сгорело 33 дома и 10 лавок, помимо многочисленных надворных строений. Меньше чем через месяц (7 июня) Костромская дума одобрила созданный для обеих слобод регулярный план и решила ходатайствовать о включении их в черту города. Однако это встретило решительное сопротивление со стороны подавляющего большинства жителей, которые, пользуясь многими выгодами близости Костромы, не желали нести соответствующие городские повинности. Кроме того, к марту 1886 г. все погорельцы уже отстроились на прежних местах, и введение проектируемого регулярного плана привело бы к разрушению только что сооруженных домов. В результате долго тянувшегося дела дума вынуждена была в 1900 г. отклонить свое намерение включить слободы в городскую черту. Это произошло лишь через несколько лет.

Между тем слободы развивались и расширялись. К концу 1887 г. в них проживало 479 человек, из которых 383 были костромскими мещанами. В обеих слободах в это время существовало 95 зданий, в том числе 3 каменных и 8 полукаменных. Имелось 20 торговых и производственных заведений, включая 12 мелочных лавок. В 1887 г. с южной стороны к слободам была подведена железнодорожная ветка от Ярославля, а для станции “Кострома” здесь был построен вокзал (ул. Московская, 29), что стимулировало развитие застройки в этом направлении. Появилось промышленное производство — чугунно-литейный завод Малкова и алебастровый завод Торшилова. Была построена медицинская амбулатория. В 1899 г. в доме, принадлежавшем Никольской церкви (ул. Коллективная, 2), открылась частная школа, а в 1891 г. — церковно-приходская школа (Литейный пер., 8), переведенная в 1896 г. в дом на Никольской улице (Коллективная ул., 7). В слободах было много мелких лавок, чайных, постоялых дворов, которые, в основном, сосредотачивались вдоль Московской улицы (начало современных Московской и Ярославской улиц). Существовали также две большие гостиницы. Одна из них принадлежала С.К. Бархатову, владельцу первых в Костроме кинотеатров и находилась в двухэтажном деревянном доме с элементами стиля модерн в архитектуре (ул. Московская, 26 — снесен в 1980-х гг.). Другая, принадлежавшая Н.А. Гирину, размещалась в двухэтажном полукаменном доме на противоположной стороне улицы (начало ул. Ярославской, не сохранилась). Рядом с ней, внутри квартала, образованного Московской (Ярославской), Ново-Полянской (Широкой) и Мельничной (Садовой) улицами находился небольшой по размерам Волжский сад с летним театром, эстрадой и беседками, выходивший на Ново-Полянскую улицу. Его территория начала застраиваться уже в 1920-е гг.

В настоящее время сохранилось несколько старовозрастных деревьев (липа, береза). В связи с началом Первой мировой войны в Кострому из Риги был переведен инструментальный завод фирмы Н.Ф. Пло, который расположился вблизи Никольской слободы на земле, купленной у Мягковых. С сентября 1915 г. завод работал уже на новом месте ( ныне экскаваторный завод “Рабочий металлист”), выпуская военную продукцию.

Спасская и Никольская слободы расположены в средней части Заволжья, напротив центра города и впадения р. Костромы в Волгу. Основная территория занимает возвышенное место, лишь вдоль Волги протянулась низменная полоса набережной. Слободы разделяются широкой и прямой Московской улицей, которая спускается к месту старинной переправы через Волгу. За пределами первоначальных границ селений улица раздваивается. Продолжение самой Московской ул. соответствует началу дороги на Ярославль и Москву, а Ярославская ул. — началу Нерехтского тракта. Наиболее возвышенные места в обеих слободах были отведены под церковные участки. Спасо-Преображенская церковь остается и сейчас одной из главных доминант в панораме Заволжья.

Возвышенность в центре Никольской слободы, где некогда стояла Никольская церковь, “стягивает” к себе перспективы двух главных поперечных улиц, идущих перпендикулярно Волге — Низовой и Стрелецкой, а также Литейного переулка. С юга участок выходит на Коллективную (Никольскую) улицу, которая является основной продольной траекторией слободы.

Планировка Спасской слободы более сложная, в еще большей мере сохраняющая дорегулярную структуру. Самая длинная и широка продольная улица — ул. Широкая (Ново-Полянская) — имеет изгибающуюся и ломающуюся траекторию, которую повторяет узкий Ветреный пер. (бывшая Мельничная ул.). Наряду с этими улицами, неправильные по конфигурации кварталы образуют Садовая (Мельничная) ул., Торговый пер. (ул. Горная), Северная (Горная) ул. (в своей верхней части) и ряд других. Лишь небольшой район в прибрежной части получил правильные прямоугольные кварталы, ограниченные Нижне-Набережной ул., Ровным пер. (Кладбищенская ул.) и Северной ул. Однако из-за сложного рельефа местности эти кварталы также воспринимаются как пространственные элементы живописной структуры. Слободы резко отличаются друг от друга по характеру застройки.

В Спасской слободе большое место принадлежит каменным и полукаменным домам, которые определяют облик Московской и Нижне-Набережной улиц, а дом Свешникова (ул. Волгарей, 6) играет заметную роль в панораме всего Заволжья. Большинство из них имеют вполне городской облик. Их стилистическая принадлежность весьма разнообразна. Дом Свешникова выдержан в переходных формах от барокко к классицизму. Одно из зданий (ул. Московская, 8) тяготеет к традициям позднего классицизма и, вероятно, относится к допожарному времени. Остальные дома характерны для периода эклектики (например, ул. Московская, 4, 11, ул. Нижне-Набережная, 10, 12). На набережной, наряду с полукаменными домами, выделяется двухэтажное деревянное здание (ул. Нижне-Набережная, 24), принадлежавшее Малкову и использовавшееся в первые послереволюционные годы под начальное училище, а также два деревянных двухэтажных дома (ул. Нижне-Набережная, 6 и 8), принадлежавших С.К. Бархатову. Более крупной по масштабу застройкой отличается также начало ул. Широкой. Здесь выделяется двухэтажное полукаменное здание (ул. Широкая, 3), в котором размещались лавка с жилым помещением вверху и пекарня потребительского общества Товарищества Новой Костромской льняной мануфактуры. Однако основную массу застройки составляют одноэтажные деревянные дома, некоторые из них с богатым резным убранством в духе народного зодчества (например, ул. Московская, 16, Ветреный пер., 18). В некоторых зданиях сохраняются традиции позднего классицизма. К ним относится довольно распространенный в Спасской слободе тип дома с высоким треугольным фронтоном и тремя окнами на главном фасаде, увенчанными сандриками-полочками на кронштейнах (например, Ровный пер., 7, ул. Волгарей, 15, 17).

Застройка Никольской слободы значительно более скромная. Здесь почти нет каменных зданий, число домов с кирпичным низом и деревянным верхом очень невелико. Даже на набережной застройка не отличается представительным характером. В архитектуре слободы преобладают формы эклектики, с применением сдержанного резного декора на фасадах. Едва ли не единственным исключением является полукаменный дом № 10 по Низовой ул., украшенный богатой накладной и пропильной резьбой. В глубине участка этого дома сохранился кирпичный надворный сарай с деревянным навесом на столбах.

О проекте Департамент культурного наследия Костромской области