Улицы Персоны Памятники Изображения
Найти
Усадьба городская. Жилой домЖилой дом. КаминУсадьба городская. Генплан: 1. Жилой дом 2. Сарай

Усадьба городская, вт. пол. XIX в.

Костромской, р-н/Костромская, обл, д. 18/6

Расположенная на углу ул. Ивановской и Крестьянской небольшая усадьба характерна для жилой застройки города периода эклектики. Ее участок по форме близок квадрату с изломанной под тупым углом южной границей. Стоящий на углу жилой дом с кирпичным цокольным и деревянным основным этажом и длинный деревянный сарай, торцом выходящий на красную линию Крестьянской ул., ограничивают с двух сторон пространство небольшого Г-образного двора. За ними, в западной части участка, находится маленький сад с огородной землей.

Жилой дом – интересный памятник жилой архитектуры времени эклектики. Композиция здания строится из двух различных по площади квадратных в плане объемов под вальмовыми кровлями, поставленных с небольшим сдвигом друг относительно друга. Объем западной, более крупной части, слегка отступающей от красной линии Ивановской ул., усложнен врезанным в кровлю со стороны двора чердаком-светелкой, прежде имевшей миниатюрный балкон. Цокольный, обработанный рельефным горизонтальным рустом этаж прорезан прямоугольными окнами в тянутых наличниках, имевших до капитального ремонта дома клинчатые замки, завершавшиеся в раскреповках узкого междуэтажного карниза. На фоне дощатой обшивки второго этажа выступают высокие прямоугольные окна в скромных рамочных наличниках. По верху они были связаны между собой ломающейся под прямым углом профилированной деревянной тягой.

Своеобразным украшением каждого окна здесь служит ажурный фронтон из завитков, выполненный в технике накладной объемной резьбы. Углы во втором этаже фиксированы пилястрами. Широкий фриз венчающего профилированного карниза декорирован точеными медальонами. Главный вход в дом расположен в центре северного фасада, обращенного к Ивановской ул., у соединения двух объемов.

Помещения цокольного этажа функционально разделялись на две части. В угловом объеме находились связанные арочными проемами жилые комнаты, сгруппированные вокруг небольшой прихожей, примыкающей к главной лестнице. Их потолки были декорированы тянутыми карнизами. В маленькой северной комнате стояла угловая печь, облицованная изразцами, белыми с синими цветами в центральном ромбе. Более крупный западный объем, занятый прежде хозяйственными помещениями, разделялся продольным коридором, идущим от черного входа на западном фасаде, на две части, каждая из которых была расчленена на комнаты поздними перегородками. Планировка основного этажа в северо-западном угловом объеме совпадала с цокольным. Основные помещения западного объема, отличавшиеся пышной отделкой, были вытянуты вдоль уличного и дворового фасадов. Их разделяли сени со служебной лестницей, связанные продольным Г-образным коридором с центральным входом, и два темных помещения, одно из которых служило ванной. Обращали на себя внимание первоначальные элементы интерьерного убранства – тянутые карнизы и лепные потолочные розетки, филенчатые двери (часть из них – в арочных проемах) и кафельные печи с чугунными заслонками художественного литья. Особенно интересна была русская печь, облицованная со стороны кухни (рядом с прихожей) изразцами с голубыми цветами, а со стороны комнаты – белым кафелем, с рустованным цоколем, рельефным карнизом и вставкой с аллегорической фигурой. Аналогичный характер имела печь в угловой северной комнате. Камин в угловой южной комнате, с нижней частью в духе рококо и вычурной вставкой в центре белокафельного зеркала в фигурной раме, завершался более поздним аттиком в стиле модерн. Вход в светелку был устроен через крупное чердачное помещение.

Сарай – вытянутое по продольной оси бревенчатое сооружение, крытое на два ската, с навесом для дров над частью дворового фасада. Внутри перерубы делят его на 5 ячеек с самостоятельными входами.


Лит.: Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 1. Ч. 1. Кострома, 1996. С. 119-120.

О проекте Департамент культурного наследия Костромской области