Улицы Персоны Памятники Изображения
Найти
Главный дом городской усадьбыФлигель (сапожная фабрика)Флигель (типография)План 1-го этажа главного дома

Персоны

Усадьба городская, XIX - нач. ХХ в.

Костромской, р-н/Костромская, обл, д. 25, лит. А, Г, Д

Интересный пример усадьбы в центральной части города, сохранившей главный дом, возникший в период реализации регулярного генерального плана, и дополненной производственными зданиями кон. XIX в. Двухэтажный кирпичный и оштукатуренный главный дом на двух хозяев возведен в 1811-1816 гг. мещанами И.В. и С.И.Голениными, "калашного цеха записными мастерами", на месте их же деревянного дома кон. XVIII в. Во дворе за главным зданием стояли деревянный флигель и различного рода надворные постройки. Усадьба принадлежала этой семье до 1826 г. В 1827-1828 гг. дом значится за И.Ф.Соболевым и Т.Е.Земцовой. В 1899 г. он стоял на земле Савельевых. В кон. XIX- нач. ХХ в. территория владения выкупается или арендуется городским земством, а в усадебных сооружениях, перестроенных или вновь сооруженных, размещаются сапожная фабрика – в главном доме, продленном вправо вдоль улицы (№ 25 А), и новом трехэтажном флигеле за ним (№ 25 Д), и земская типография (во вновь построенном по западной границе участка двухэтажном дворовом флигеле (25 Г).

Главный дом – характерный для Костромы перв. четв. XIX в. тип жилого здания "на двух хозяев", получившего в нач. ХХ в. новое фасадное убранство в стиле модерн. Основной прямоугольный в плане объем, сильно вытянутый вдоль улицы своим главным фасадом в 14 осей проемов, крыт на два ската. Первоначальная западная часть в восемь осей имеет в центре небольшой ризалит в четыре оси, одна из которых – ложная. Правый фланг всего фасада с парадным входом выделен ризалитом с фигурным аттиком. Убранство фасада в стиле модерн отличается рядом своеобразных деталей. Узкая междуэтажная тяга, повторенная под верхними окнами, разделяет фасад, образуя широкий междуэтажный пояс, до недавнего времени заполненный своеобразным чешуйчатым орнаментом. В завершении – фриз из мелких полочек и карниз. Прямоугольные окна этажей (сохранились лишь в первом этаже) с характерной для модерна расстекловкой заключены в широкие наличники с гофрировкой в навершии.

Уникален декор парадного входа. Его широкий проем и окно над ним фланкированы узкими окнами меньшей высоты, создающими трехчастную композицию. Широкие угловые лопатки и карниз из двух рядов зубчиков обрамляют лепную аллегорическую композицию, расположенную вокруг верхнего окна. В высоком рельефе изображены орлиные крылья по сторонам колеса, струящиеся ленты связывают их с фланкирующими оконный проем фигурами мужчины и женщины, символизирующими науку и ремесло. Мужчина в одежде рабочего держит молот в одной руке и венок в другой, у его ног наковальня и другие атрибуты кузнечного ремесла. Женщина в антикизирующих одеждах держит факел, а другой рукой опирается на колесо. Подобных композиций в местной архитектуре нет.<%0>

Внутренняя планировка сильно изменена и сохранила лишь поперечную стену в первоначальном объеме, которая обусловила появление ложной оси окон на уличном фасаде.

Флигель, в котором разместилась сапожная фабрика (№ 25 Д), по формам типичен для производственных зданий периода эклектики. Трехэтажный Г-образный в плане объем завершен вальмовой кровлей. В оформлении фасадов использованы элементы кирпичного стиля. Этажи разделены наборными карнизами с зубчиками (венчающий карниз дополнен плоскими консольками), стесанный угол декорирован рустом, украшением окон (через одно ложных) служат выявленные кладкой лучковые перемычки, ступенчатые подоконники и фигурные или гофрированные подоконные ниши. Внутри поперечные стены, вычленяющие междуэтажную лестницу у внутреннего угла объема, разделяют между собой крылья здания. Частично сохранилась коридорная система планировки.

Флигель, занятый под типографию (№ 25 Г), выполнен в том же стиле, что и трехэтажный флигель. Этот объем более скромный, двухэтажный, прямоугольный в плане. Некоторую живость в его композицию вносит смещение ризалита с главным входом к правому флангу. Двускатное покрытие ризалита перерезает вальмовую кровлю остального объема. Лучковые перемычки окон выделены кладкой и отмечены замками, ступенчатые подоконники объединены с фигурными фартуками. В завершении фасадов – карниз со ступенчатыми консольками. Внутри поперечная глухая стена делит здание на две неравные части. Планировка в обеих частях изменена. Под зданием сохранился подвал, состоящий из двух изолированных помещений, одно из которых имеет план круга со срезанным сегментом.


Лит.: И.М.Разумовская. Кострома. Л., 1989, илл. на с.145; Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 1. Ч. 1. Кострома, 1996. С. 288-290.

ГАКО. Ф. 207. Оп. 1. Д. 3428. Л. 3-5 об. (не сохр.); Ф. 497.Оп. 1. Д. 7. Л. 89 об.-90 (сохр. частично); Д. 38. Л. 11 (не сохр.); Д. 353. Л. 51 об. (сохр. частично); Д. 403. Л. 36 об. (не сохр.); Д. 404. Л. 61-61 об.; Д. 449. Л. 13 об. (сохр. частично); Д. 682. Л. 105 об. (не сохр.); Д. 683. Л. 44 об. (не сохр.); Д. 1137. Д. 23 об. (не сохр.); Д. 1184. Л. 18 об.-19 (не сохр.); Д. 1325. Л. 73 об. (не сохр.); Ф. Р. 513 (Е.В. Кудряшов). Оп. 1. Д. 217, 237. Архив Свода памятников ДКН. Е.В.Кудряшов. Архитектурный ансамбль ул. Советской. С. 109-111.

О проекте Департамент культурного наследия Костромской области