Улицы Персоны Памятники Изображения
Найти
Описание Упоминается в статьях

Статьи

Дом Грамотиной, кон. XVIII в., перв. пол. XIX в.Усадьба городская, вт. пол. XIX в.Дом жилой, сер. XIX в.Дом доходный, вт. пол. XIX в.Дом В.Леонтьева. перв. четв. XIX в.Дом Н.А.Шаровникова, нач. XIX в.Дом Днепрова, нач. ХХ в.Дом И.А.Костицина, перв. треть XIX в.Усадьба Пермяковых, нач. XIX - нач. ХХ в.Дом жилой, вт. пол. XIX в.Дом Боровковых, нач. ХIХ в.Федоровская община сестер милосердия и больница, нач. ХХ в.Усадьба В.В. Чечевицына, втор. пол. XIX в.Дом Мельникова, вт. пол. XIX в.Дом жилой, вт. пол. XIX в.Дом жилой, кон. XIX - нач. ХХ вв.Храмовый комплекс: церкви Воскресения на Дебре и Знамения. XVII-XIX вв.Усадьба Стоюниных, XIX в.Усадьба Чернова, втор. пол. XIX в.Дом жилой, кон. XIX в.Дом Пыпина, перв. четв. XIX в.Дом жилой, кон. XIX в.Дом жилой, кон. XIX - нач. ХХ в.Дом Волковой, посл. четв. XIX в.Дом Ф.М.Ознобихина (И.П.Третьякова), нач. XIX в.; посл. четв. XIX в.Участок культурного слоя на территории Вознесенского посада (Дебре), XV-XVIII вв.

Нижняя Дебря ул. (Дебринская, Верхне-Дебринская)

Радиальная улица, идущая от центра на юго-восток, берет начало от ул.Чайковского (бывш. Ильинской) и тянется до Черной речки, служившей естественной исторической границей города на востоке. Улица проходит по нижней надпойменной береговой террасе у самого подножья берегового холма, что предопределяет одностороннюю застройку 3 и 4 кварталов (по четной стороне), противоположная сторона - это довольно крутой склон с диагонально проходящим подъемом к ул.Дзержинского (бывш. бульвар Муравьевка). На всем своем следовании она делится на равномерные кварталы поперечными улицами - Горной (бывш. Богословской) и Подлипаева (Воскресенской), а также идущими к Волге короткими переулками - Мельничным (Вознесенским), Коротким (Никольским), Газетным (Валовая ул., позже Набережный пер.) и Крупяным (Стефано-Сурожским или Стефановским).

Историческое название улицы - Дебринская или Верхне-Дебринская. Возникновение ее по преданию относится к серед. XIII в.: в 1260-х гг. костромской князь Василий Ярославич вырубил росший на месте церкви Воскресения на Дебре сосновый бор (дебрю) и построил здесь псарню для охотничьих собак и дома для псарей. Однако с уверенностью можно говорить о возникновении здесь городского посада лишь в XV-XVI вв. Пролегавшая здесь улица начиналась от крепостного рва, проходившего по линии нынешней ул.Чайковского и засыпанного только в кон. XVIII в., и продолжалась до храмового комплекса, состоявшего из двух деревянных церквей: шатровой Воскресения на Дебре и клетской Козьмодемьянской. На начальном отрезке Дебринской улицы располагались, по-видимому, торговые сооружения: известно, например, что в кон. XVIII в. в первом квартале улицы по четной ее стороне находились Мясные ряды, состоявшие из 18 деревянных лавок и снесенные за ветхостью ок. 1830 г. Застройка конечного отрезка улицы - за церковью Воскресения на Дебре - оформилась лишь во втор. пол. XVIII в.: сюда были переселены ямщики с Ивановской ул. - именно поэтому некоторое время улица в этой части называлась Ямской. Большую роль в сложении ее облика играли церкви Стефана Сурожского и Николая Чудотворца "по конец со всполья", стоявшие у Черной речки на берегу Волги и служившие живописным фоном для небольших деревянных домиков конечного отрезка улицы.

Опустошительный пожар 1773 г. почти полностью уничтожил деревянную застройку, сохранив лишь переведенные в камень сооружения храмового комплекса церкви Воскресения на Дебре. В соответствии с регулярным планом 1781-1784 гг. Дебринская улица была спрямлена и определена под жилую застройку усадебного типа с главными зданиями, выходящими на красную линию, и служебными постройками в глубине двора. На среднем и конечном отрезках улицы застройка была более разнообразна по своему функциональному назначению: здесь в кон. XVIII- нач. XIX вв. разместились полотняная фабрика Ознобихиных, отбельная Пыпиных и кожевенный завод Рукавишниковых, существовавшие до сер. XIX в. Несомненно, главным градостроительным акцентом в уличной застройке служил храмовый комплекс с церковью Воскресения на Дебре. Еще в 1645-1651 гг. деревянный Воскресенский храм был заменен существующим нарядным каменным, с оградой и шатровыми воротами, а вместо Козьмодемьянской церкви в кон. XVII в. была выстроена каменная церковь Георгия (Знамения), к которой в нач. XIX в. была пристроена монументальная четырехъярусная колокольня. Из храмового комплекса у Черной речки была в 1780 г. восстановлена церковь Стефана Сурожского с одноглавым двусветным четвериком, компактной трапезной и стройной колокольней.

Первоначально застройка на всем протяжении улицы была двухсторонней, но в 1820-х гг. здания, стоявшие у подножия холма по нечетной стороне 3 и 4 кварталов, были сломаны, вместо них была посажена аллея, а по склону холма спроектирован бульвар. Самые ранние дома по регулярному плану появились на Дебринской ул. в перв. четв. XIX в. Это двухэтажные кирпичные оштукатуренные здания в 5-9 оконных осей по уличному фасаду, некоторые по образцовым проектам, декорированные в стиле классицизма (№№ 6 А, 11-13, 16/7, 18, 39, 48). Как и в других местах центральной части Костромы, сооружения, закрепляющие углы кварталов, нередко имеют скругленные углы (дома № 1/13 и 2/15 у перекрестка с ул.Чайковского, дом № 7/16 у перекрестка с Горной ул.).

По своему архитектурному облику наиболее интересен и наряден жилой дом усадьбы Пермяковых (№ 11-13), сохранивший на половине фасада тонкий ампирный декор с изящными лепными вставками. Остальные здания более скромны, с поэтажным членением фасадов, рустовкой нижнего этажа и традиционными профилированными сандриками над прямоугольными окнами верхнего. Среди жилой застройки в 3 квартале (на месте влад. № 36) стояло небольшое скромное здание городского театра, основанного в 1820 г. и находившегося здесь до сер. XIX в. - вплоть до строительства нового театрального здания на Павловской ул. (просп. Мира, 9). Каменная жилая застройка сер.- втор. пол. XIX в. поддерживает тот же масштаб и модуль строений. В силу живучести классицистических традиций в архитектуре Костромы, объемная композиция и основные принципы фасадного декора зданий сохраняются на протяжении всей второй половины XIX в. (№№ 2/15 б, 3, 39, 41). Ту же тенденцию можно проследить и в деревянной застройке, появляющейся с сер. XIX в. на среднем и конечном отрезках улицы. Излюбленный тип здесь - деревянный дом с трехоконным поперечным мезонином и неброским декором в духе классицизма на фоне обшитых тесом стен (№№ 26, 28, 33). Несмотря на эклектический характер фасадного декора, традиции позднего классицизма ясно читаются также в пропорциях и объемной композиции одноэтажного дома с антресолями № 14. Посл. четв. XIX в. - время активного промышленного строительства - отразилось и в облике Дебринской улицы. В средней и конечной частях улицы по ее четной стороне, начиная с 3-го квартала, было основано несколько производственных комплексов: в 1879 г. возведена паровая мельница Аристова, в 1880 г. - винокуренный завод И.П.Третьякова, в 1883 г. - маслобойный завод Н.А.Толстопятова. Только в 3-м квартале выходящие на красную линию застройки крупные производственные корпуса существенно изменяют масштабную среду улицы, в остальных случаях они располагаются в глубине участков, оставляя место вдоль улицы небольшим деревянным жилым домам.

В жилой застройке заслуживают внимания лишь два здания кон. XIX- нач. ХХ в.: это отличающиеся своими более крупными размерами доходные дома (№№ 5 и 8/18), в эклектичных формах которых использованы элементы позднего классицизма и кирпичного стиля. Гораздо более интересен и оригинален комплекс зданий Федоровской общины сестер милосердия с больницей Красного Креста, строившийся с нач. ХХ в. и оконченный в 1913 г. (№ 19). Расположенные на обширном участке в средней части улицы неподалеку от ул.Подлипаева два крупных трехэтажных здания в русском стиле с элементами модерна, богато декорированные, и небольшая изящная часовня, стоящая выше по склону в глубине участка, стали последним ярким архитектурным акцентом в исторической застройке улицы. Напротив этих зданий, между Воскресенской ул. и Никольским переулком (ул.Подлипаева и пер.Короткий), в мае 1913 г. был размещен комплекс юбилейной выставки, организованной костромским земством в честь 300-летнего юбилея Дома Романовых. На обширной территории размещалось около 30 деревянных павильонов "в русском духе", спланированных архитектором Л.Р.Соллогубом и напоминавших со стороны Волги фантастический сказочный город (выставка была разобрана осенью 1913 г.)

В 1918 г. улица получила название ул.Кооперации, в 1996 г. - современное название. К настоящему времени она является одним из наиболее цельных градостроительных комплексов города. При хорошей сохранности жилой застройки исторический облик улицы значительно пострадал от исчезновения вертикальных ориентиров, которыми служили культовые здания: в советское время снесен храм Стефана Сурожского, утрачена колокольня храмового комплекса церкви Воскресения на Дебре.

В 1960-е гг. в связи со строительством моста через Волгу была снесена значительная часть застройки в кварталах, прилегающих к ул.Подлипаева, а построенное рядом с комплексом Федоровской общины здание онкологического диспансера уменьшило градостроительную роль этого памятника, особенно в панораме центральной части города со стороны Волги.

О проекте Департамент культурного наследия Костромской области