Улицы Персоны Памятники Изображения
Найти
Главный дом усадьбы ЧерноваУсадьба Чернова. ФлигельУсадьба Чернова. Генплан: 1. Главный дом 2. Флигель

Персоны

Усадьба Чернова, втор. пол. XIX в.

Костромской, р-н/Костромская, обл, д. 41, лит. А, Б

Усадьба является одним из наиболее интересных жилых купеческих домовладений Костромы периода ранней эклектики. Основные постройки комплекса – главный дом и флигель – выходят на красную линию улицы и играют активную роль в формировании исторической застройки вокруг церкви Воскресения на Дебре. Существующий архитектурный комплекс сформировался во второй половине XIX в., вероятно, на месте более ранней усадьбы, о чем свидетельствуют сводчатые помещения, сохранившиеся в объеме флигеля. В конце 1860-х - начале 1870-х гг. владельцем усадьбы купцом И.Ф.Черновым были возведены главный дом, флигель и надворные хозяйственные постройки. В глубине участка, за домом, стоял деревянный каретный сарай, а к заднему торцу флигеля примыкала кирпичная хозяйственная постройка. Двор с понижающимся в сторону улицы рельефом был вымощен булыжным камнем.

Главный дом – двухэтажное с подвалом и антресолями кирпичное здание, в эклектичной архитектуре которого сохраняются композиционные приемы позднего классицизма. Прямоугольный в плане объем, вытянутый в глубину участка, покрыт вальмовой кровлей. Со двора примыкает более низкая и узкая современная двухэтажная кирпичная пристройка, заменившая в ходе капитального ремонта такие же, но с деревянным верхом сени. Главный фасад в пять осей окон строго симметричен. В композиции преобладают горизонтальные членения, выявленные подоконной тягой первого этажа, междуэтажным карнизом и венчающим антаблементом. Прямоугольные окна обоих этажей обрамлены профилированными наличниками, на втором этаже они завершены сандриками-полочками с кронштейнами. Строгая композиция и жесткий рисунок профилировок смягчаются лепным декором, помещенным над окнами обоих этажей и во фризе антаблемента. Растительные мотивы, преобладающие в композициях, имеют псевдобарочный и псевдорокайльный характер. Лепной декор, включающий также волюты, раковины и женские маски, отличается тщательной проработкой форм и изысканным рисунком. Характер поэтажных членений и формы декора уличного фасада повторяются на отрезках боковых фасадов, на ширину трех окон, ближних к улице. Остальные части боковых фасадов и задний торец имеют гладкие стены, прорезанные тремя рядами прямоугольных окон (верхний ряд – проемы антресолей). Декор здесь ограничивается профилированными наличниками окон и венчающим карнизом. Главный вход расположен на боковом (южном) фасаде, "черный" – со стороны задних сеней.

Внутреннее пространство на обоих основных этажах разделено капитальными поперечными стенами на три части. В передней расположены парадные комнаты, в средней и задней – жилые и подсобные помещения. В задней части на поперечной оси находится коридор, связывающий сени и парадную лестницу, к которой ведет вход южного фасада. "Черная" лестница устроена в коридоре. Под задней частью дома расположен подвал с плоскими перекрытиями, над средней и задней частями – антресоли. В интерьере в ходе реставрационных работ, проводимых КСНРПМ, воссозданы некоторые элементы первоначальной отделки – лепные плафоны в отдельных помещениях, филенчатые двери, балясник лестничного ограждения. Имевшиеся в доме изразцовые печи не сохранились.

Флигель в 1980-х гг. подвергся значительной реконструкции. Это двухэтажное кирпичное здание, стилистически однородное с главным домом, хотя и уступающее ему по развитости декоративного убранства. Сильно вытянутый в глубину владения Г-образный в настоящее время корпус завершен двускатной кровлей с вальмой на уличном торце. Объемную композицию его до реконструкции усложняла веранда второго этажа на боковом фасаде. Симметричный по композиции главный фасад в 5 осей окон разделен на две равные по высоте части междуэтажным карнизом. Композиционное равенство двух этажей подчеркивается также одинаковыми размерами окон с профилированными наличниками и поэтажными пилястрами. Лишь обработка пилястр выявляет привычную тектонику композиции с более тяжелым низом (филенчатые пилястры) и более легким верхом (каннелированные пилястры). На боковом фасаде гладкие стены прорезаны прямоугольными входными и оконными проемами, размещенными в соответствии с утилитарной необходимостью.

Внутреннее пространство здания было разделено поперечными капитальными стенами на четыре части различной величины. Две средние на первом этаже заняты помещениями с коробовыми сводами. В одном из них свод прорезан крупными распалубками. В интерьере сохранялись до ремонта изразцовые печи и металлические ажурные ограждения лестницы.


Лит.: Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 1. Ч. 1. Кострома, 1996. С. 150-152.

ГАКО. Ф. 207. Оп. 1. Д. 1975. Л. 26 об. (не сохр.); Ф. 497. Оп. 2. Д. 2414. Л. 85 об. (не сохр.); Ф. Р. 513 (Е.В. Кудряшов). Оп. 1. Д. 55.

О проекте Департамент культурного наследия Костромской области