Улицы Персоны Памятники Изображения
Найти
Усадьба городская. Общий видГлавный дом усадьбыПлан 2-го этажа главного дома

Персоны

Усадьба городская, нач. XIX — нач. XX вв.

Костромской, р-н/Костромская, обл, д. 12, лит. А, Б, В, Г, Д

Одна из лучших и наиболее полно сохранившихся купеческих усадеб в центре Костромы. Складывавшийся на протяжении целого столетия комплекс отражает в своих постройках стилистические направления, характерные для костромской архитектуры в период с начала XIX по начало XX вв. (поздний классицизм, эклектика, неоклассицизм). В 1821 г. усадьба принадлежала купцу М. Зелову. К этому времени на красной линии уже стоял существующий главный дом, а во дворе находились флигель и другие строения – все, очевидно, деревянные. В 1840-х гг. усадьбой владел коллежский советник П.И. Андреев. В 1847 г. дом обгорел и был восстановлен в 1850-х гг. при новых хозяевах, купцах Маянских, которым усадьба принадлежала на протяжении всей второй половины XIX в. В этот период объем главного дома был удлинен со стороны двора, а сбоку к нему пристроены парадные сени с входом со стороны улицы; на красной линии улицы сооружены двое ворот по бокам от дома (не сохранились), во дворе — хозяйственный корпус (каретник и сарай) и кладовые с погребом, которые в 1893 г. были приспособлены под жилье. На красную линию улицы выходил деревянный дровяной сарай, который в начале XX в. был заменен существующим флигелем.

Главный дом (№ 12 А) — хороший образец распространенного в Костроме типа здания в стиле позднего классицизма. Двухэтажный с полуподвалом и мезонином кирпичный оштукатуренный дом имеет сильно протяженный в глубину участка прямоугольный в плане объем с вальмовой кровлей. На поперечной оси первоначальной части дома, слегка вытянутой вдоль улицы, расположен мезонин, покрытый двускатной кровлей. Симметричная композиция главного фасада отличается удачными пропорциями и строгой тектоникой. Центральная часть в три оси окон, равная по ширине мезонину, выделена слегка выступающим ризалитом и завершена треугольным фронтоном, усложненным ступенчатым аттиком. Вертикализм средней части фасада уравновешивается четкими горизонтальными членениями общей композиции. Полуподвал и обработанный ленточным рустом первый этаж трактованы как мощный цоколь парадного второго этажа и венчающего мезонина. Горизонтально вытянутые окна полуподвала и близкие по пропорциям к квадрату окна первого этажа с массивными клинчатыми замками зрительно утяжеляют нижнюю половину фасада. Отделенный от нее двумя поясами полочек второй этаж обладает высокими прямоугольными окнами с нарядным оформлением. Профилированные наличники увенчаны сандриками-полочками на кронштейнах. Кронштейны и плоскость между сандриками и окнами украшены лепниной растительного характера. Аналогичный декор применен на боковых фасадах первоначального объема. На фасадах пристройки, решенных значительно более сдержанно, продолжены лишь некоторые общие для всего здания горизонтальные членения.

Внутренняя планировка образована почти целиком капитальными стенами. Расположенный во всю ширину здания коридор на поперечной оси отделяет первоначальную часть от пристройки. В первоначальной половине планировка имеет трехчастный характер, соответствующий делению главного фасада. Три комнаты с окнами на улицу, вероятно, образовывали анфиладу на каждом этаже.

Флигель (№ 12 Г), двухэтажное кирпичное, оштукатуренное здание — редкий пример использования форм неоклассицизма в провинциальной архитектуре. Прямоугольный в плане корпус, сильно вытянутый в глубину квартала, завершен вальмовой кровлей. Главный фасад на первом этаже обработан квадровым рустом. Существующие два окна растесаны. На втором этаже центральный выход на балкон с металлической решеткой и два крупных прямоугольных окна по сторонам образуют строго симметричную композицию. Проемы обрамлены наличниками с каннелированными стойками и сандриками-полочками. Широкие угловые пилястры оформлены рельефными кольцами с тремя свисающими лентами — типичный мотив неоклассицизма. Завершающий фасад антаблемент имеет фриз с упрощенными триглифами.

Хозяйственный корпус (№ 12 Д), примыкающий вдоль боковой границы участка сзади к флигелю, — одноэтажное кирпичное строение. Его прямоугольный в плане объем завершен двускатной кровлей. Фасад, обращенный во двор, расчленен лопатками.

Кирпичные одноэтажные кладовые с погребами (№ 12 Б, В — с 1893 г. жилые помещения) характерны для утилитарных надворных построек периода эклектики. Их Г-образный объем удачно отмечает границы усадебного двора, за которым, по-видимому, находился сад. Стены постройки расчленены лопатками, раскрепованными на уровне профилированного венчающего карниза. Среди проемов, в основном растесанных, выделяются оригинальные окна второго этажа — горизонтально вытянутые, с лучковыми перемычками. Ворота, расположенные между домом и флигелем, сохранили два кирпичных оштукатуренных квадратных в плане пилона, завершенных треугольными фронтончиками.


Лит.: Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 1. Ч. 2. Кострома, 1997. С. 189-190.

ГАКО. Ф. 207. Оп. 1. Д. 2790. Л. 1-4 (не сохр.); Ф. 497. Оп. 2. Д. 450. Л. 73 об. (сохр. частично); Д. 2514. Л. 75 об.; Ф. Р. 513 (Е.В. Кудряшов). Оп. 1. Д. 205.

О проекте Департамент культурного наследия Костромской области