Улицы Персоны Памятники Изображения
Найти
Панорама Костромы с р. Волги. Фото нач. ХХ в. (на переднем плане в центре застройка ул. Верхне-Набережной, справа соборный ансамбль)Вид центральной части Костромы с правого берега р. Волги. Фото нач. ХХ в. (в центре кремлевский холм, Успенский и Богоявленский соборы, дома соборного причта)Набережная р. Волги и пристани. Фото нач. ХХ в.Вид фабричного района Костромы от места впадения р. Костромы в р. Волгу. Фото нач. ХХ в. (застройка ул. Кирпичной и конечного отрезка ул. Московской, слева промышленное училище им. Ф.Чижова, Владимирская церковь "на Гноище" (не сохр.), справа паровая мельница Чумакова)Вид Ипатьевского монастыря из-за р. Костромы. Фото нач. ХХ в.Вид центральной части Костромы с пожарной каланчи. Фото нач. ХХ в. (на заднем плане соборный ансамбль, гостиный двор с церковью Спаса в Рядах, на переднем плане памятник И. Сусанину на Сусанинской площади)Вид Сусанинской и Воскресенской площадей с пожарной каланчи. Фото нач. ХХ в. (на заднем плане - панорама восточной части города)Вид соборного ансамбля и торговых рядов в центральной части Костромы. Фото нач. ХХ в.Комплекс торговых рядов в центральной части Костромы. Фото ХIХ в. (на заднем плане  Архангельская  церковь (не сохр.)Северная сторона Воскресенской площади с церквями Георгиевской и Воскресенской  "на площадке" (не сохр.). Фото нач. ХХ в.Вид начального отрезка ул. Кинешемской со стороны Воскресенской пл. Фото нач. ХХ в. (справа дом Казаринова (гостиница "Старый двор") и церквь Ильи Пророка)Вид начального отрезка ул. Дебренской со стороны ул. Ильинской (на заднем плане церковь Бориса и Глеба (не сохр.) и церковь Воскресения на Дебре)Воскресенская на Дебре и Знаменская церкви. Фото нач. ХХ в.Губернская земская выставка в честь 300-летия Дома Романовых. Фото нач. ХХ в. (комплекс не сохранился, располагался между ул. Дебринской и набережной р. Волги, на заднем плане застройка Всехсвятской ул.: женское епархиальное училище, мужская гимназия и церковь Всех Святых)Павильоны юбилейной выставки во время пребывания в Костроме императора Николая II и Августейшего семейства 20 мая 1913 г.Вид западной части Костромы с пожарной каланчи. Фото нач. ХХ в. (на заднем плане Богоявленский монастырь, на переднем плане застройка ул. Костромской, слева церковь Рождества Христова на Суле (не сохр.)Вид Богоявленского монастыря со стороны ул. Костромской. Фото нач. ХХ в. (на переднем плане справа доходный дом Третьякова)План г. Костромы, 1773 г.План г. Костромы, 1781 г.План г. Костромы, 1913 г.Схема размещения памятников истории и культуры г. Костромы и зон их охраны

Персоны

Предметный указатель

Ипатьевский монастырь, ХVI-XIX в.Богоявленско-Анастасиин монастырь, XVI-XIX вв.Кельи Анастасиинского Крестовоздвиженского монастыря, перв. пол. ХIХ в.Церковь Вознесения на Дебре, сер. XVII в.Церковь Иоанна Богослова, посл. четв. XVII-нач. ХХ вв.Церковь Иоанна Златоуста, кон. XVIII в.Церковь Алексеевская, втор. пол. XVIII в.; перв. пол. XIX в.Гостиный двор (Красные ряды) с церковью Спаса в Рядах и Мелочными рядами, сер. XVIII-XIX вв.Большие Мучные ряды, конец XVIII в.Рыбные и Мясные ряды. Комплекс, перв. тр. XIX в.Хлебные ряды, нач. и втор. пол. XIX в.Овощные (Табачные) ряды, перв. четв. XIX в.Дом Дурыгиных, кон. XVIII - нач. XIX в.Присутственные места, нач. и втор. четв. XIX в.Памятник Ивану Сусанину, 1968 г.Фабрика льнопрядильная А.В. Брюханова, сер. XIX — нач. XX вв.Фабрика льнопрядильная братьев Зотовых, втор. пол. ХIХ в.Фабрика ткацкая и прядильная Третьяковых и Коншина (Большая Костромская льняная мануфактура), втор. пол. ХIХ — нач. ХХ в.Училище женское им. Зотовых, кон. XIX в.Родовспомогательное заведение им. Ф.В. Чижова (кожевенный завод Рыльцовых) и больница Костромского уездного земства, кон. XVIII; кон. XIX — нач. ХХ вв.Народный дом, нач. XX в.Костромское соединенное промышленное училище им. Ф.В. Чижова, сер. XIX в., 1890-е гг.Дома доходные Третьякова (усадьба Солодовниковых), кон. XVIII — нач. XIX вв., кон. XIX — нач. XX вв.Ночлежный дом Ф.И.Чернова, кон. XIX в.Читальня народная им. А.Н.Островского, кон. XIX в.Федоровская община сестер милосердия и больница, нач. ХХ в.Музей Романовский, нач. ХХ в.Дом жилой, втор. пол. ХIХ в.Дом жилой, нач. ХХ в.Станции водопроводная, фильтровальная и электрическая. Комплекс. Третья четв. XIX - нач. XX в.Фабричный поселок льнокомбината им. И.Д. Зворыкина, 1930-е гг.Дом Связи, 1934 г.Церковь Рождества Христова, трет. четв. ХVII в.Дом Свешниковых, кон. ХVIII в.Церковь Александра и Антонины, кон. ХVIII в., перв. пол. ХIХ в., нач. ХХ в.Усадьба Ратьковых, серед. ХIХ в.Дом Мягковых, перв. пол. ХIХ в., кон. ХIХ — нач. ХХ в.Участок культурного слоя селения Малышково, XVII-XVIII вв.

Историко-архитектурный очерк развития Костромы

Костромской, р-н/Костромская, обл

Костромской, р-н/Костромская, обл

Костромской, р-н/Костромская, обл

Костромской, р-н/Костромская, обл

Костромской, р-н/Костромская, обл

Костромской, р-н/Костромская, обл

Костромской, р-н/Костромская, обл

Костромской, р-н/Костромская, обл

Костромской, р-н/Костромская, обл

Костромской, р-н/Костромская, обл

Кострома, по данным новейших археологических исследований, возникла как поселение на рубеже XI – XII вв. на левом берегу Волги, на мысу, образованном впадающими в нее реками Костромой и Сулой. На его основе здесь к сер. XII в. вырос торгово-ремесленный посад, на территории которого археологами обнаружены срубные постройки жилых усадеб с частоколами и производственные комплексы. Оcновными улицами застройки, развивавшейся вдоль берега Волги, были, по-видимому, Мшанская (ныне ул. Островского) и Набережная, которые пересекались переулками. Возможно, уже в период сер. XII – сер. XIII в. начала также складываться веерная система улиц, в частности сформировалась Стрелина улица, которая переходила в дорогу на Галич Мерский. Особенностью поселения этого времени является отсутствие фортификационных укреплений. Возникновение первого костромского кремля на берегу Сулы (у пересечения современных улиц Островского и Пятницкой), по-видимому, относится к сер. XIII в. На территории, окруженной валом, рвом и деревянной стеной, стояли деревянный собор Федора Стратилата и, вероятно, княжеский дворец. Вокруг кремля располагался посад, который развивался вдоль берега Волги и в направлении дорог на Галич, Вологду и Ярославль. В XII – XIV вв. город занимал оба берега Сулы. На ближних подступах к Костроме во 2-й пол. XIII в. были основаны Спасо-Запрудненский и Ипатьевский монастыри.

В кон. XIV – нач. XV в. Кострома – хорошо укрепленный и крупный город с развитой системой планировки, в котором было не менее 30 церквей. После пожара 1410 г., уничтожившего значительную часть городской застройки, кремль был перенесен ниже по течению Волги, на юго-восточную окраину сложившейся к тому времени территории Костромы. Крепость, сооруженная на высоком холме (ныне его занимает городской сад), стала ядром новой градостроительной структуры Костромы с веерной планировкой, включившей также прежнюю сеть улиц. Территория кремля была обнесена земляным валом со рвом и деревянными стенами с 16 башнями. К настоящему времени от укреплений частично сохранилась восточная линия вала (вдоль ул. Чайковского). К северо-западу от кремля располагались торг и посад с Ризположенским (основан еще в 14 в.) и Богоявленским (возник в 1420-х гг.) монастырями. В 1-й пол. XVI в. в кремле построен Успенский собор, первое каменное сооружение Костромы. Это был одноглавый двухстолпный храм с высоким сводчатым подклетом. Фасады, расчлененные лопатками на прясла, завершались закомарами, входы были оформлены перспективными белокаменными порталами. Несколько позднее рядом с Успенским возвели второй каменный собор – Троицкий. Во 2-й пол. XVI в. началось каменное строительство в Богоявленском и Ипатьевском монастырях. Собор Богоявленского монастыря (1559 – 1565), сооруженный ростовскими мастерами, представляет собой характерный для своего времени пятиглавый крестовокупольный четырехстолпный храм с тремя апсидами. Архитектура его отличается родственными чертами с кремлевским Успенским собором: прясла фасадов разделены лопатками и первоначально завершались закомарами (позднее включенными в четырехскатное покрытие), входы выделены перспективным порталами. В Ипатьевском монастыре были выстроены около 1560-х гг. Троицкий собор (в сер. XVII в. заменен новым), в 1559 – 1564 гг. церковь Рождества Богородицы с трапезной (не сохр.), а в 1586 – 1590 гг. стены с четырьмя угловыми башнями и тремя воротами. В кон. XVI в. возведены также шатровые надвратные храмы Федора Стратилата и Ирины, братский и келарский корпуса. Каменное строительство продолжилось в Ипатьевском монастыре в первые годы XVII в. сооружением трехъя-русной трехпролетной звонницы.

В XVII в. рядом с древним центром Костромы возник Новый город, основанный в 1619 г. на месте древнего торга. Он примыкал к северо-западному пряслу кремля, получившего теперь наименование Старого города. Территорию неправильной четырехугольной формы окружали ров и деревянная стена с 13 башнями, в том числе четырьмя с воротами. Планировку Нового города, превосходившего по размерам Старый город, определяли направленная вдоль Волги Брагина улица и пересекавшие ее переулки. Застройка Нового города в XVII в. была полностью деревянной. В ней выделялись гостиный двор и несколько церквей. Среди последних следует отметить церковь Рождества Иоанна Предтечи на Брагиной улице «верх на каменное дело с закомары», которая, очевидно, следовала архитектуре каменных храмов с позакомарным покрытием. В кремле в тот период, помимо двух каменных соборов и нескольких клетских и шатровых деревянных церквей, в том числе Крестовоздвиженского монастыря, находились административные здания, житницы, кузница и 191 осадный двор, располагавшиеся по трем улицам.

Планировку Костромы в XVII в. определяли начинавшиеся от ворот обоих укреплений дороги, ведущие в Галич, Новгород Великий, Ярославль и другие города. От перепра-вы через Волгу к центру города поднималась дорога, примерно соответствовавшая современной ул. Молочная гора. На берегу Волги, вдоль реки располагался нижний посад с Десятильничей улицей. Здесь стояло несколько деревянных церквей, составлявших цепочку архитектурных доминант переднего плана в панораме города, открывавшейся со стороны Волги. Окраины Костромы занимали Ямская, Кузнечная, Полянская, Пищальная, Кирпичная слободы, а на берегу Волги находилась Рыбная слобода.

В 1-й пол. XVII в. в Костроме насчитывалось 34 церковных прихода с двумя дере-вянными храмами в каждом. Первые каменные приходские церкви появились в сер. XVII в. Одна из них – церковь Воскресения на Дебре (ул. Нижняя Дебря, 37) 1645–1651 гг. – принадлежит к лучшим памятникам Костромской архитектурной школы XVII в. Пятигла-вый крестовокупольный четырехстолпный храм с тремя апсидами обладает развитой живописной композицией, усложненной галереями с приделом, увенчанным главой на горке кокошников, и тремя шатровыми крыльцами. Фасады отличаются богатейшим убранством с нарядными наличниками, пучками полуколонок, резными клеймами, украшенными травным и звериным орнаментом, и другими декоративными элементами. Другой выдающийся памятник костромского каменного зодчества XVII в. – церковь Иоанна Богослова – выстроен в 1681 – 1687 гг. в Ипатьевской слободе (ул. Клубная, 5). Его продольно-осевую композицию составляют пятиглавый двухстолпный храм с трехчастной апсидой, двухстолпная трапезная и шатровая колокольня. В наружном убранстве выделяются налични-ки окон храма, выполненные в духе дивного узорочья. Во 2-й пол. XVII в. каменные хра-мы строятся также в заволжских селах и слободах.

На протяжении XVIII в. деревянные храмы постепенно заменялись каменными. В них преобладали еще черты древнерусского зодчества, однако с сер. 18 в. в культовой ар-хитектуре Костромы начал проявляться стиль барокко. Впервые декоративные элементы этого стиля были применены в 1740-е гг. при обновлении или перестройке более ранних сооружений – звонницы Ипатьевского монастыря и галерей церкви Воскресения на Дебре. Как предполагают, это могло быть связано с влиянием архитектора И.Ф. Мичурина, по проекту которого в 1742 – 1744 гг. ремонтировались почти все постройки Ипатьевского монастыря. Вслед за робкими проявлениями барокко черты этого стиля нашли последовательное и яркое отражение в церкви Николая Чудотворца (1752 – 1760) Богоявленского монастыря (не сохр.). Высокий и стройный храм типа «восьмерик на четверике» имел развитое ярусное завершение. Его фасады были расчленены тонкими пилястрами и многобломными, раскрепованными карнизами, окна украшены рамочными наличниками с ушами и криволинейными сандриками. Однако этот памятник был исключением в архитекту-ре Костромы своего времени, обязанным своим появлением заказчице – генеральше Е.М. Салтыковой, по-видимому, привлекшей к проектированию московского зодчего. В целом же для костромских храмов 1750-х – нач. 1760-х гг. был характерен сплав традиционных приемов и форм допетровского зодчества и нового стиля (например, церковь Иоанна Златоуста – ул. Лавровская, 5; Алексеевская церковь – ул. Катушечная, 14; церковь Всех Святых – не сохр.).

Центр Костромы вплоть до посл. четв. XVIII в. сохранял свой средневековый харак-тер. Лишь после пожаров 1773 и 1779 гг., уничтоживших остатки деревянных укреплений и многие другие постройки кремля, часть валов была срыта, а рвы засыпаны. На месте рва с юго-восточной стороны была проложена Ильинская улица (ныне ул. Чайковского). В тот же период началось обновление кремлевской застройки. В 1773 г. были разобраны обгоревшие здания Крестовоздвиженского монастыря. В 1775 – 1778 гг. был перестроен Успенский собор (не сохр.), приобретший барочный облик. Рядом с ним в 1776 – 1791 гг. по проекту архитектора С.А. Воротилова сооружен одноглавый четырехстолпный Богоявленский собор (не сохр.), один из наиболее ярких костромских памятников в стиле барокко. Высокая четырехъярусная колокольня собора, ставшая главной высотной доминантой Костромы, принадлежала к лучшим произведениям подобного типа в провинции, наследуя традиции московской школы сер. XVIII в. Два кремлевских собора и колокольня, дополненные оградой со Святыми воротами, образовывали незаурядный, художественно цельный ансамбль, отразивший период расцвета стиля барокко в архитектуре Костромы.

В 1778 г. Кострома стала центром Костромского наместничества (с 1796 г. губер-нии). В 1781 г. был утвержден регулярный план города, который после уточнений, внесенных в 1784 г., определил все дальнейшее развитие застройки Костромы. Основой планировки стала стройная и развитая веерная система улиц, расходящихся от центральной Екатеринославской (с 1835 г. Сусанинской) площади, устроенной на территории бывшего Нового города. Три главных улицы – Еленинская (ул. Ленина), Павловская (пр. Мира) и Марьинская (ул. Шагова) – образовали трехлучевую систему. Основные лучи с каждой стороны дополнялись еще несколькими улицами, соединявшими центр города с его окраинами. Всю систему радиальных магистралей пересекали три полукольца с ломаной трассировкой, которую повторяла улица, проложенная вдоль границы города с валом и рвом за ней.

В процессе осуществления конфирмованного плана в кон. XVIII – 1-й пол. XIX в. сложился архитектурный ансамбль центра Костромы, до сих пор определяющий художественное своеобразие города. Исключительно важное место в структуре города заняли два каре Гостиного двора (Красных рядов) и Больших Мучных рядов, сооруженных на торговой площади в 1791 – 1796 гг. по проекту губернского архитектора К. Клера. При этом в композицию Красных рядов была включена Спасская церковь 1766 г. В последующие годы этот ансамбль дополнился многочисленными корпусами торговых рядов (Мелочных, Рыбных, Мясных, Хлебных и других), некоторые из которых были построены по проектам губернского архитектора Н.И. Метлина, а Овощные (Табачные) ряды – по проекту В.П. Стасова. К лучшим сооружениям этого времени принадлежат также дом Дурыгиных (пр. Мира, 11) 1793 г. в стиле раннего классицизма, дом И.В. Малышева (ул. Советская, 24/2) кон. 18 в. в стиле зрелого классицизма, присутственные места (ул. Советская,1/2), сооруженные в 1806 – 1808 г. по образцовому проекту А.Д. Захарова в стиле ампир. Замечательные постройки ампирной архитектуры следующего десятилетия, украсившие Екатеринославскую площадь – пожарная каланча и гауптвахта – были созданы по проекту губернского архитектора П.И. Фурсова в 1823 – 1827 гг. В 1834 г. в центре площади в точке схода главных радиальных улиц было задумано поставить памятник Ивану Сусанину. Монумент (скульптор В.И. Демут-Малиновский), установленный в 1851 г., представлял собой гранитную колонну, венчавшуюся бюстом царя Михаила Федоровича, у подножия которого был помещен коленопреклоненный Иван Сусанин.

В сер. XIX в. на северной окраине города сформировалась промышленная зона. Ее основу составили комплексы механического завода Д.И. Шипова (основан в 1852 г.) и крупных текстильных фабрик А.В. Брюханова (1853 г.), братьев Зотовых (1859 г.), братьев Третьяковых и В.Д. Коншина (1866 г., позже преобразована в Большую Костромскую льняную мануфактуру). Они заняли все территории напротив Ипатьевского монастыря, левый берег впадающей в Волгу р. Костромы и берег ее притока р. Запрудни. Выстроенные в кирпичном стиле массивные двух- и трехэтажные производственные корпуса с нарядно декорированными технологическими башнями и высокими трубами образовывали на фабричных участках систему внутренних дворов и внутризаводских улиц.

Одновременно со строительством производственных зданий вокруг фабрик начали формироваться прифабричные поселки для рабочих и служащих, в которые наряду с жилыми домами входили различные благотворительные, учебные, медицинские и культурно-просветительные учреждения. Наиболее крупный поселок сложился при фабрике Третьяковых с возведенными в кирпичном стиле пятиэтажной рабочей казармой на 1000 человек (т.н. “Домом труда”, 1895 г., ул. Ерохова, 1), больницей и фабричным училищем кон. 19 в. (ул. Ерохова, 2, 12) и яслями в стиле модерн, 1916 г. (ул. Ерохова, 6). Конечные отрезки улиц, ведущих от центра к фабрикам, стали застраиваться двухэтажными деревянными и полукаменными многоквартирными домами, частично или полностью сдаваемыми в наем. В 1897 г. здесь на средства фабрикантов Зотовых было возведено в кирпичном стиле двухэтажное женское училище (ул. Симановского, 40), на рубеже 19 – 20 вв. – уездная земская больница (ул. Спасокукоцкого, 29/62), а в 1904 г. был открыт двухэтаж-ный кирпичный Народный дом в формах эклектики, с большим зрительным залом, библиотекой, чайной и различными клубными помещениями (ул. Симановского, 70). Крупнейшим городским учебным заведением стало основанное в 1890-е гг. Соединенное про-мышленное училище, сооруженное на деньги, завещанные видным промышленником и общественным деятелем Ф.В. Чижовым, и включавшее наряду с учебными корпусами мастерские и жилые дома для сотрудников, выполненные в формах классицизирующей эклектики.

Во 2-й пол. XIX в. и нач. XX в. в архитектуре Костромы преобладали различные на-правления эклектики и историзма (яркий пример – доходные дома Третьякова на ул. Си-мановского, 24/26). Широкое распространение в общественной архитектуре Костромы этого времени получил кирпичный стиль (например, ночлежный дом Ф.И. Чернова 1890 г. – ул. 1-го Мая, 2; народная читальня им. А.Н. Островского 1896 г. – ул. Островского, 5). В русском стиле выстроены Федоровская община сестер милосердия и больница (ул. Нижняя Дебря, 19) 1900 – 1903 и 1909 – 1911 гг., Романовский музей (пр. Мира, 5) 1909 – 1911 гг., архитектор Н.И. Горлицын. Заметное место в архитектуре этого периода принадлежит деревянной застройке с резным декором, в котором использованы мотивы народного искусства, в том числе в духе «ропетовщины» (например, жилые дома на просп. Текстильщиков, 68/38 и ул. Ивановская, 12). В нач. 20 в. в архитектуре Костромы проявились также черты модерна (например, жилые дома на ул. Симановского, 10 и ул. Шагова, 18 Г) и неоклассицизма (например, фильтровальная и электрическая станции 1912 – 1913 гг., архитектор Н.И. Горлицын, ул. 1-го Мая, 1-3).

В послереволюционные десятилетия архитектурный облик Костромы понес большие утраты, была уничтожена бόльшая часть церквей, взорван соборный ансамбль, город лишился высотных доминант. Вместе с тем уцелели все главные сооружения гражданской архитектуры, значительная часть жилой застройки, благодаря которым Кострому и в особенности ансамбль ее центра можно отнести к выдающимся памятникам русского градостроительного искусства.

В годы индустриализации страны в Костроме началось интенсивное промышленное строительство, которое повлекло за собой возведение жилых домов и рабочих поселков, зданий культурно-бытового назначения. Эти сооружения, выстроенные в характерных для советского градостроительства 1920 – 1930-х гг. стиле конструктивизма и близких к нему стилистических направлениях, во многом изменили облик города, придав ему новый мас-штаб. Наиболее полно идеи новой архитектуры воплотились в строительстве крупнейшего в стране льнокомбината с передовой технологией системы инженера И.Д. Зворыкина и прифабричного поселка со зданиями социально-бытового назначения: детским садом, яслями, столовой и другими. В новом стиле был возведен также целый ряд общественных зданий: Дом Связи, фабрика-кухня, железнодорожный вокзал (последние два здания перестроены в 1990-х гг.).

В послевоенные годы во вновь созданной Костромской области возросли объемы строительства жилья и зданий общественного назначения. Архитектуру зданий и градостроительные решения в эти годы определяли традиции классицизма. Осуществлялась комплексная застройка территорий, с конца 1950-х гг. получило развитие строительство жилых домов по типовым сериям.

В советское время в черту города вошла заволжская сторона Костромы. Село Городище с церковью Рождества Христова (1663 г.), принадлежавшее в XVI – XVII вв. боярам Морозовым и в кон. XIX – нач. XX в. ставшее дачной местностью, было включено в черту города в 1932 г. Бóльшую часть Заволжья составляют Спасская и Никольская слободы, они известны с XVI в. и до 1764 г. принадлежали Ипатьевскому монастырю. Их плани-ровка до сих пор сохраняет средневековые черты. Наиболее ценными памятниками здесь являются церковь Спасо-Преображения (ул. Волгарей, 4) 1688 г. и дом Свешникова (ул. Волгарей, 6) кон. XVIII в. Селище, известное как помещичье село с XVI в., в XVII – XVIII вв. принадлежало разным владельцам (Глинским, Морозовым, Хитрово и др.). В 1932 г. вошло в черту города. Благодаря свободной планировке и усадебной застройке, приемы которой восходят к древнерусским традициям, Селище является одним из колоритных районов Костромы. Особую архитектурную ценность представляют церковь Александра и Антонины (ул. Верхне-Селищенская, 35) 1786 г., усадебные дома Ратьковых (ул. Городская, 25) сер. XIX в. и Мягковых (проезд Приречный, 7) 1-й пол. XIX в. Усадьба Малышково в составе поселка Малышково вошла в черту города в 1940 г. Здесь сохранились деревянный господский дом и парк.

Расположенные за р. Костромой Богословская и Андреевская слободы, известные с XVI – XVII вв., включены в число городских территорий в 1931 г. Они хорошо сохранили свою планировку и застройку, составляющую историческую среду для ансамбля Ипатьевского монастыря. Наибольший интерес здесь представляет церковь Иоанна Богослова (ул. Клубная, 5) 1687 г.

Литература:

Лукомские Г.К. и В.К. Кострома. СПб., 1913.

Скворцов Л. Материалы для истории города Костромы. Кострома, 1913.

Навоев П.Е. Кострома. Юбилейный иллюстрированный путеводитель. СПб., 1913.

Иванов В.Н., Фехнер. М.В. Кострома. М., 1955.

Кострома. Путеводитель-справочник. Кострома, 1963.

Иванов В.Н. Кострома. М., 1970; 2 изд. М., 1978.

Бочков В.Н., Тороп К.Г. Кострома: Путеводитель. Ярославль, 1970.

Кострома: Путеводитель. Ярославль, 1983.

Разумовская И.М. Кострома. Л., 1989.

Кудряшов Е.В. Архитектурный ансамбль центра Костромы. Ярославль, 1992.

Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 1: г. Кострома: В 3 ч. Кострома, 1996 – 1998.

Бочков В.Н. Старая Кострома: Рассказы об улицах, домах и людях. Кострома, 1997.

Археология Костромского края. Кострома, 1997. С. 200 – 227.

Губернский дом. Кострома, 1998, № 5 – 6; 1999, № 5 – 6; 2002, № 1 – 2.

Исторические города и села Костромской области. Кострома, 2004. С. 10 – 36.

О проекте Департамент культурного наследия Костромской области