Улицы Персоны Памятники Изображения
Найти
Церковь Рождества Христова. Вид с югаИнтерьер южной папертиСеверный фасадСеверный портал храмаФрагмент южного фасада папертиИнтерьер четверикаВорота. Вид с юго-западаРешетка калитки воротЦерковь Рождества Христова. Генплан: 1. Церковь 2. Ворота 3. ОградаПлан церкви

Персоны

Топография города

Церковь Рождества Христова, трет. четв. ХVII в.

Дачная, ул, д. 17а, лит. А

Яркий памятник древнерусского зодчества ХVII в., самый ранний посадский храм костромского Поволжья, отличающийся своеобразной трактовкой двустолпной конструктивной системы и выразительным декором фасадов. Живописно расположенный на высоком берегу Волги в центре старого села Городище, он доминирует в панораме правобережной части Костромы. Каменная пятиглавая церковь с двумя приделами, впервые упоминаемая в документах под 1663 г., возведена по заказу владельца села стольника Глеба Ивановича Морозова и его жены, известной поборницы раскола боярыни Феодосии Прокопьевны Морозовой (Соковниной) — в ее честь был освящен северный придел Феодосии девицы. Неподалеку от церкви стояли деревянные “боярские хоромы” Морозовых с тремя горницами.

В 1702 г., когда село после опалы Ф.П. Морозовой принадлежало боярскому роду Хитрово, храм подвергся перестройкам: сложное венчание, с кокошниками в завершении стен и в основании главок, было заменено простой четырехскатной кровлей (в настоящее время у центральной главы с востока сохранился лишь один своеобразный скругленный постамент-закомара), а колокольня получила существующую объемную композицию типа “восьмерик на четверике”. В это же время были разобраны Феодосьевский придел с северной папертью и перестроена паперть перед южным приделом.

В ходе археологических исследований, проведенных на территории Городища в 1989-1990 гг., был вскрыт фундамент Феодосьевского придела и северной паперти храма, по всей видимости, смыкавшейся с западной. Раскопки показали также наличие искусственной подсыпки из песка и глины под всей церковью. Время исчезновения боковых глав церкви неизвестно — в начале ХIХ столетия она была уже одноглавой. В конце XVIII в. церковная территория была окружена оградой с воротами, устроенными напротив западного входа в храм. В 1938 г. церковь была закрыта, а в 1950-х гг. кладбище вокруг нее было уничтожено, видимо, в это же время была снесена ограда (кроме ворот). В 1985-1990 гг. церковь была реставрирована по проекту архитектора Л.С. Васильева. В 1986 г. по старым фундаментам восстановлена церковная ограда.

Приземистый двусветный четверик храма, крытый на четыре ската, с далеко вынесенными низкими скругленными апсидами, увенчан чешуйчатой главкой на цилиндрическом барабане. Примыкающий к апсидам с юга и равный им по высоте одноглавый Ильинский придел, не имеющий алтарного выступа, завершен пологой щипцовой кровлей, образующей пологий фронтон на южном фасаде. Низкая паперть, идущая вдоль южного и западного фасадов, соединяет придел с невысокой двухъярусной колокольней, восьмерик которой, покоящийся на четверике основания, завершен граненой купольной кровлей барочного очертания с маленькой главкой на ярусном барабанчике. Фасадный декор храма выдержан в традициях костромского культового зодчества первой половины - середины ХVII в. Здание окружено невысоким профилированным цоколем. Углы объема подчеркнуты огибающими лопатками. На уровне окон второго света проходит аркатурно-колончатый пояс из тонких валиков. Килевидную форму его арок повторяет прекрасный перспективный колончатый портал на северном фасаде. Карниз с фризом, украшенным каплевидными нишками, отрезает своеобразный аттиковый ярус с ложными полуциркульными кокошниками. Небольшие окна четверика, над уплощенными арочными перемычками которых сделана узкая полочка, помещены в глубоких нишах-амбразурах.

Более разнообразно декорированы окна в алтарной части храма: они заключены в рамки из валиков с фронтонами (боковые апсиды) или колончатые наличники с фронтонами треугольной или килевидной формы (центральная апсида и восточная стена Ильинского придела). Наиболее оригинально завершение наличника южного окна придела — многолопастной кокошник, фланкированный маленькими треугольными фронтончиками.

Фасадный декор паперти, восстановленный во время реставрации конца 1980-х гг., состоит из цоколя, украшенного ширинками, прямоугольных рамок вокруг оконных и дверного проемов, нерегулярно расставленных лопаток и плоского карниза в завершении.

Фасадный декор колокольни довольно сдержан: углы подчеркнуты лопатками, в четверике — широкими огибающими, разделенными карнизами на три яруса (нижний рустован), в ярусе звона стройными, акцентирующими ребра, в завершении каждого яруса — узкие ступенчатые карнизы. Своеобразны “крестообразные” наличники в нижнем ярусе колокольни — в виде выложенной валиком прямоугольной рамки с вынутыми углами.

Двустолпная конструкция храма отличается своеобразием. Между четырехгранными столбами, сдвинутыми к западу, у которых в конце XVIII в. были стесаны внутренние стороны, и стенами перекинуты мощные подпружные арки, поддерживающие поперечно ориентированные коробовые своды. Центральный световой барабан с помощью упрощенных тромпов, образованных рядами нависающей кирпичной кладки, опирается на подпружные арки храма и три малые арочки, ступенями спускающиеся от шелыги свода к восточной стене. Аналогичные ступенчатые арки устроены и в угловых юго-восточной и северо-восточной частях свода. В кирпичную кладку верхних участков стен вставлено большое количество глиняных горшков-голосников. Тремя проемами основное пространство храма связано с алтарем, перекрытым коробовыми сводами, переходящими в конхи. Придел, завершенный глухим сомкнутым сводом, связан проходом с дьяконником, устроенным в правой апсиде. Паперть имеет плоские перекрытия.

Ограда представляет собой невысокую глухую кирпичную оштукатуренную стенку, равномерно расчлененную филенчатыми столбами с пирамидальными завершениями. Ее верхняя часть над профилированным цоколем украшена прямоугольными нишками. Западные ворота представляют собой трехчастную композицию с тремя арочными проемами, более крупным проездным и фланкирующими калитками, над которыми возведены фигурные фронтоны, завершающиеся главками на постаментах. Центральный проем фланкирован сдвоенными колоннами, арки калиток — филенчатыми лопатками.


Лит: В. Холмогоров. Материалы для истории Костромской епархии. Вып. 4. Костромская десятина жилых данных церквей 1628-1710 и 1742-1746 гг. Кострома, 1908. С. 257; В. Холмогоров, Г. Холмогоров. Материалы для истории сел, церквей и владельцев Костромской губернии XV-XVIII вв. Вып. 5. Костромская и Плесская десятины. М., 1912. С. 41; В.К. и Г.К. Лукомские. Кострома. СПб., 1913. С. 255; В.Н. Иванов и М.В. Фехнер. Кострома. М., 1955. С. 46-52; А.Л. Мартынова. Кострома. М., 1970. Б/c.; В.Н. Бочков, К.Г. Тороп. Кострома: Путеводитель. Ярославль, 1970. С. 186; К.Г. Тороп. Кострома. М., 1974. С. 7, 135; Ф. Кудрявцев. Золотое кольцо. Л., 1974. С. 107; В. Иванов. Кострома. М., 1978. С. 141-143; Е.В. Кудряшов. Особенности архитектурно-конструктивного решения церкви Рождества Христова на Городище в Костроме // Архитектурное наследие и реставрация (реставрация памятников истории и культуры России). М., 1986. С.93-104; Н. Зонтиков. Храм на Городище // Благовест. Кострома, 1990 г., июнь. № 4. С. 7-8; А.А. Григоров. Из истории костромского дворянства. Кострома, 1993. С. 327-328.

О проекте Департамент культурного наследия Костромской области