Улицы Персоны Памятники Изображения
Найти
Федоровская община сестер милосердия. Корпус общиныФедоровская община сестер милосердия. Корпус больницыКорпус больницы. Фрагмент фасадаФедоровская община сестер милосердия. ЧасовняФедоровская община сестер милосердия и больница. Генплан: 1. Корпус общины и больница 2. Часовня 3. Погреб 4. Фонтан (не сохр.)

Персоны

Топография города

Федоровская община сестер милосердия и больница, нач. ХХ в.

Нижняя Дебря, ул, д. 19, лит. А, Б

Здания общины сестер милосердия Красного Креста во имя Федоровской Божьей Матери и больницы при ней составляют незаурядный комплекс общественной архитектуры в "русском" стиле с отдельными элементами модерна в декоре. Строительство корпуса общины, основанной в Костроме в 1900 г., было завершено в 1903 г. Работами безвозмездно руководил губернский инженер Л.А.Треберт, который, возможно, был и автором проекта. Здание, по-видимому, использовалось прежде всего как учебное заведение, готовившее медицинских сестер. Больница в память 300-летия Дома Романовых заложена в 1911 г. и достроена к 1913 г. по проекту архитектора В.М.Лопатина. В тот же период были сооружены дворовое крыло корпуса общины и соединяющий ее с больницей переход, а также часовня и погреб. В нач. ХХ в. была также благоустроена территория: проложены прогулочные дорожки, посажены кусты акации, разбиты цветники, устроен фонтан.

В настоящее время планировка дорожек изменена, фонтан разрушен. Обширный участок, занимающий несколько террас на склоне прибрежного холма (так наз. Муравьевка), ограничен с южной стороны (снизу) ул. Нижняя Дебря, с северной (сверху) ул. Дзержинского, с восточной ул. Овражной. Основные постройки сосредоточены у подножия холма, на ровном рельефе. Корпуса общины и больницы, объединенные переходом, поставлены вдоль ул. Нижняя Дебря, с некоторым отступом от ее красной линии. Западнее корпуса общины, еще дальше от улицы, находится часовня. Позади больницы, у подножия нижней террасы, устроен погреб. Примерно на центральной оси ансамбля расположена лестница, поднимающаяся к средней террасе, где некогда стоял фонтан.

Корпус общины – двухэтажное с полуподвалом кирпичное оштукатуренное здание. Прямоугольный в плане объем под вальмовой кровлей дополнен дворовой пристройкой, примыкающей к северо-восточному углу корпуса и покрытой самостоятельной вальмовой кровлей. Уличный фасад решен асимметрично. Боковая часть в три оси проемов выделена ризалитом с аттиком. Центральная ось ризалита подчеркнута арочным входом с перспективным порталом и балконом второго этажа, опирающимся на коробовый свод между массивными кронштейнами. Интересна двустворчатая дверь, стилизованная под древнерусские полотнища. В структуре фасада преобладают вертикальные членения. Вся стена разделена широкими пилястрами, охватывающими оба этажа и несущими перспективные архивольты, которые образуют непрерывный аркатурный пояс над окнами второго этажа. Окна первого этажа обрамлены наличниками с килевидными завершениями. Междуэтажный пояс поребрика имеет прерывистый характер, заполняя лишь простенки между пилястрами. Из горизонтальных членений четко выявлен лишь венчающий карниз с поясом декоративных машикулей. Внутренняя планировка основного объема – коридорного типа. Коридор, на первом этаже перекрытый коробовым сводом, проходит на всю длину здания по его продольной оси.

Корпус больницы – двухэтажное с полуподвалом кирпичное оштукатуренное здание со строго симметричной объемной композицией относительно поперечной оси. Основной прямоугольный в плане объем под вальмовой кровлей, сильно вытянутый вдоль улицы, имеет центральный ризалит на главном фасаде и два боковых на дворовом. Т-образная пристройка со двора соответствует по ширине центральному ризалиту. Корпус обладает выразительным силуэтом, благодаря шатровому возвышению над центральным ризалитом и пониженным относительно основного объема кровлям дворовой пристройки и перехода.

Исключительно богато декорированы фасады здания, прежде всего ризалит главного фасада. Над арочным входом, который оформлен аналогично входу в корпус общины, нависает массивный балкон с балюстрадой. Особенно насыщена декором верхняя часть ризалита, обработанная поясами ширинок, арочек, зубцов. В центре помещена композиция с изощренным растительным орнаментом, окружающим герб рода Романовых. Она захватывает поле трехлопастного аттика, которому отвечает килевидное завершение навеса кровли. Боковые части главного фасада четко разделены широким междуэтажным поясом поребрика. Прямоугольные окна на первом этаже оформлены рамками-валиками с "дыньками", на втором завершены арочными бровками, охватывающими пары полукруглых кокошников. Нарядный характер фасада усиливается ажурным металлическим подзором, который нависает над венчающим карнизом.

В основном корпусе внутренняя планировка имеет коридорную композицию. Широкий коридор устроен вдоль дворового фасада и сообщается с двумя лестничными клетками, расположенными в центральном ризалите и задней пристройке. Двухэтажный с полуподвалом переход заглублен относительно уличных фасадов обоих корпусов. Между образовавшимися выступами устроена поднятая над землей терраса с шатровым крыльцом посередине, огражденная оригинальной балюстрадой. Помещение перехода на первом этаже перекрыто сводами Монье.

Часовня – кирпичная оштукатуренная постройка – интересный образец культовой архитектуры в "русском" стиле нач. ХХ в. Композиция складывается из двух равновеликих, почти квадратных в плане объемов. Основной (южный) объем усложнен с востока пятигранной апсидой, с юга – выступом крыльца. Здание обладает живописным силуэтом, который создают восьмигранный шатер над апсидой, высокая четырехскатная кровля основного объема и значительно более низкая вальмовая кровля северной части. Главными элементами художественной выразительности фасадов служат арочные окна различной ширины, завершенные валиками-бровками с "перехватами" и "дыньками". Сохранились характерные для модерна столярные переплеты с мелкой "расстекловкой". Нарядный характер зданию сообщают ажурные кованые подзоры, свисающие с венчающего карниза и килевидного фронтона крыльца. Внутренняя структура в соответствии с объемной композицией делится на две половины. Оба помещения имеют плоские деревянные перекрытия.

Погреб – редкий для Костромы тип хозяйственной постройки нач. ХХ в. Врытое в землю сооружение выходит наружу кирпичной стеной с прямоугольным входным проемом и симметрично фланкирующими его полукруглыми нишами. Центральная часть стены завершается аттиком, в плавных линиях которого отразилось влияние стиля модерн. Внутри погреб имеет трехчастную структуру. Три основных помещения и небольшой коридор перекрыты цилиндрическими сводами.


Лит.: Л.П.Скворцов. Иллюстрированный путеводитель по г. Костроме. Кострома, 1913. С. 23, 37, 38; Газета "Костромской листок", 1902. № 97. С. 2; В.Н.Бочков, К.Г.Тороп. Кострома. Ярославль, 1970. С. 164; Губернский город глазами костромских фотографов, 1991. С. 85; О.Кивокурцева. Больница Красного Креста // Костромская старина, 1993. № 4. С. 31-33.

О проекте Департамент культурного наследия Костромской области