Улицы Персоны Памятники Изображения
Найти
Романовский музейРомановский музей. План 2-го этажа

Персоны

Топография города

Музей Романовский, нач. ХХ в.

Мира, пр-кт, д. 5, лит. А

Двухэтажное с подвалом здание в русском стиле – одно из наиболее известных построенных специально для музея сооружений в провинциальных городах России. Оно было задумано в конце XIX в. как музей Костромской ученой архивной комиссии, которая с 1891 г. занимала несколько помещений в здании Дворянского собрания (пр. Мира, 7). Костромское дворянство пожертвовало для его строительства соседний участок на Павловской улице. С 1899 г. было составлено несколько проектов, выполненных губернским инженером Л.Требертом и городским архитектором Н.И.Горлицыным. По одному из проектов Горлицына, согласованному Николаем II, здание было построено в 1909-1911 гг. Внутренняя отделка и устройство экспозиции продолжались до 1913 г., когда во время празднования 300-летия Дома Романовых 19 мая музей был открыт в присутствии Николая II.

Романовский музей включал церковный, исторический, этнографический, нумизматический и другие отделы. Многие экспонаты, коллекции и документы музея были связаны с родом Романовых. В 1917-1930 гг. в здании музея размещалось Костромское научное общество по изучению местного края. Общество, возникшее в 1912 г., имело биологическую, геофизическую и этнологическую станции, геологическую лабораторию, вело обширную научно-публикаторскую деятельность. Была создана обширная сеть уездных и волостных ячеек. Наиболее видные деятели Общества: В.И. Смирнов, Е.Ф. Дюбюк, Н.И. Воробьев, Ф.А. Рязановский и др.

Кирпичное здание имеет вытянутый вдоль улицы прямоугольный в плане объем, усложненный на поперечной оси массивным повышенным ризалитом на главном фасаде и более узким выступом со стороны двора. Ризалит подчеркнут сильно выступающим крыльцом, служащим одновременно основанием балкона второго этажа. Центральное ядро здания, соответствующее по ширине ризалиту, возвышается над основным объемом и завершено самостоятельной вальмовой кровлей с ажурной решеткой на гребне. Угловые части объема выделены со стороны улицы и боковых фасадов слегка выступающими ризалитами и увенчаны шатрами, что придает им характер квадратных угловых башен. Композиция главного фасада, которую определяют три ризалита и высокие кровли над ними, строго симметрична. Один из основных художественных акцентов – крыльцо перед центральным ризалитом. Опирающиеся на пилоны арки имеют двухчастную форму с "висячей" гирькой в центре. Пилоны обработаны ширинками и угловыми колонками. Балкон над крыльцом огражден балюстрадой. На него выходят три огромных арочных проема. Первый этаж, покрытый "бриллиантовым" рустом и прорезанный заглубленными в ниши окнами с лучковыми перемычками, воспринимается как цокольный. Второй этаж носит парадный характер, имитируя архитектуру "узорочья" XVII в. Окна обрамлены наличниками с колонками, составленными из разнообразных дробных элементов. Наиболее нарядны боковые окна с перемычками в виде двойной арочки с гирькой, которые завершены рядом килевидных кокошников. Меньшие по размерам пары прямоугольных окон между центральным и боковыми ризалитами увенчаны треугольными фронтончиками. Над ними по осям простенков расположены окна второго света, чьи щипцовые завершения врезаются в венчающий карниз, составленный из нескольких поясов поребрика, ширинок, городков и зубцов.

Внутренняя планировка всех этажей имеет строго симметричную относительно поперечной оси композицию, образованную капитальными стенами. На поперечной оси находятся вестибюль и парадная лестница (на втором этаже также квадратный центральный зал). По сторонам расположены две пары просторных прямоугольных залов. Помещения перекрыты высокими сомкнутыми сводами с распалубками. В интерьере сохранились интересные двери, имитирующие древнерусские полотна.


Лит.: Костромская старина. Вып. 3. Отд. Смесь. Кострома, 1894. С. 20; Н.Виноградов. Празднование 300-летнего царствования Дома Романовых в Костромской губернии 19-20 мая 1923 года. Кострома, 1914. С. 80-85; Губернский город глазами костромских фотографов. Кострома, 1991. С. 80; Г. Давыдова. Хранилище драгоценностей, пощаженных всесокрушающим временем // Костромская старина. № 4. Кострома, 1993. С. 34-35; КИАМЗ, н/в 1274, 4472, 6765.

О проекте Департамент культурного наследия Костромской области