Улицы Персоны Памятники Изображения
Найти
Церковь Александра и Антонины. Вид с югаВид с юго-западаВид с юго-востокаИконостас южного приделаИнтерьер храмаЮжный фасад церквиЧасовняЗападные ворота оградыФрагмент юго-восточногоучастка оградыПлан церквиЦерковь Александра и Антонины. Генплан

Персоны

Топография города

Церковь Александра и Антонины, кон. ХVIII в., перв. пол. ХIХ в., нач. ХХ в.

Верхне-Селищенская, ул, д. 35а, лит. А, Б

Церковь и ограда с воротами и часовней составляют редкий по сохранности храмовый комплекс, постройки которого отражают три этапа в развитии архитектуры: барокко, классицизм и эклектику стилизаторского направления. Церковь Александра и Антонины с Георгиевским и Ильинским приделами выстроена вместо двух деревянных храмов в 1786 г. Ограда с шестью воротами и часовней сооружена в первой половине ХIХ в. Вероятно, тогда же появились две пристройки по сторонам колокольни (сторожка и помещение для топки печи). Существующая решетка ограды относится к концу ХIХ - началу ХХ вв. В 1911 г. костромским городским архитектором Н.И. Горлицыным был выполнен проект расширения трапезной храма с возведением двух алтарей для расположенных в ней приделов. В 1912 г. алтари были пристроены, но одновременно были выполнены более значительные работы по реконструкции трапезной, чем предусматривалось первоначальным проектом Н.И. Горлицына: над ее объемом надстроены стены, примерно на треть увеличившие высоту трапезной, разобраны два внутренних столба и опиравшиеся на них кирпичные своды заменены железобетонными.

Комплекс, состоящий из кирпичных оштукатуренных сооружений, занимает возвышенность в центральной части Селища, доминируя среди низкой, почти исключительно деревянной застройки. Церковь является одним из главных архитектурных акцентов в панораме Заволжья. Участок имеет сильно вытянутую по оси запад-восток неправильную многоугольную форму, близкую прямоугольной. В западной его части расположена церковь, восточную занимает кладбище. По всему периметру территория обнесена оградой. С южной стороны в линию ограды, идущей вдоль Верхне-Селищенской ул., включена часовня. На поперечной оси церкви с юга и севера стоят трехпролетные ворота. Такие же ворота закрепляют продольную ось с запада. Однопролетные ворота-калитки устроены на срезанных западных углах участка, а также на переломе ограды с северной стороны.

Церковь Александра и Антонины характерна для культового зодчества Костромского края в стиле позднего барокко. Трехчастная симметрично-осевая композиция включает храм типа “восьмерик на четверике”, поперечно вытянутую прямоугольную трапезную и трехъярусную колокольню. Храм, отличающийся массивностью и грузными пропорциями, завершен фигурной восьмидольной кровлей, над которой поставлен восьмигранный световой барабан с луковичной главой. Композиция колокольни — столпообразная со срезанными углами во втором и третьем ярусах. Ее венчает восьмигранный барабан-резонатор с невысоким шпилем. Наружный декор церкви носит плоскостной характер. Основными элементами убранства храма и трапезной служат рамочные наличники арочных окон и пилястры с профилированными базами и капителями. Наличники усложнены ушами с сережками, криволинейными фартуками и клинчатыми замками. Углы объемов выпущены между пилястрами, что вместе с многообломными, сильно раскрепованными карнизами создает богатую игру света и тени. Четыре люкарны над восьмериком храма с круглыми проемами и лучковыми сандриками расположены по странам света. Надстроенные стены трапезной обладают декором, стилизованным под барокко. Они прорезаны квадратными окнами второго света, заключенными в рамочные наличники с ушами. Пилястры отвечают вертикальным членениям первоначальных фасадов. Ярусы колокольни имеют крупные арочные проемы — входной на западном фасаде нижнего объема и проемы звона в двух верхних. По сторонам они фланкированы пилястрами с выпущенными между ними углами. Каждый ярус завершен многообломным антаблементом. В первом ярусе над ним возвышаются треугольные фронтоны. Карниз третьего яруса имеет лучковый изгиб, зрительно создающий более плавный переход к барабану-резонатору. Пристройки, примыкающие к колокольне, характерны для классицизма. На южном и северном фасадах расположены трехчастные окна, решенные по упрощенной схеме серлианы. По сторонам поставлены сдвоенные трехчетвертные колонны тосканского ордера, на которые опирается антаблемент без архитрава. Храм перекрыт сомкнутым восьмилотковым сводом с отверстием для светового барабана, в апсиде — конха. Просторное бесстолпное помещение трапезной перекрыто лотковым сводом. Над западным проемом в трапезной устроены небольшие хоры, на которые поднимается винтовая лестница. Стенное письмо выполнил в 1917 году мастер из Больших Солей Николай Иосифов Демидов. На своде храма — композиции на тему “Хвалите Господа”: святые группами по склонам. На парусах — сидящие евангелисты. В простенках окон южной и северной стен — отдельные фигуры святых. На западной стене — “Страшный суд”; на южной, в нижнем ярусе — “Распятие”; на северной — “Медный змий”. Все композиции заключены в орнаментальные рамы с пышными картушами. Орнаментальная роспись — клеевая, но прописана маслом, сюжетные композиции — масляная живопись академического характера. В 1947 году живопись прописана художниками Игнатием Игнатьевичем и Сергеем Игнатьевичем Дубовыми. Оба уроженца того же посада Большие Соли, из семьи потомственных иконописцев. В 1970 году росписи укреплены, промыты от загрязнений, а на своде раскрыты от записи художниками-реставраторами КСНРПМ под руководством А.М. Малафеева.

Резной золоченый иконостас пожертвован церкви в 1914 году после переделки сводов зимнего храма. Он является серийным изделием иконостасных мастерских. К тому же времени относится большая часть чиновых икон. Местный ряд включает иконы первого иконостаса каменной церкви и предшествовавшего ей деревянного храма. На сводах трапезной в клеймах помещены росписи на тему жития св. Николая Чудотворца и господских праздников. Иконостас и киоты в трапезной того же времени, что и в основном храме.

Ограда образована глухой стенкой, равномерно расчлененной квадратными в сечении столбами. Их первоначальное завершение в виде шаров утрачено. Между столбами установлена решетка, характерная для периода эклектики. Арочные ворота сооружены в стиле классицизма. Композиция трехпролетных ворот строится на контрастном соотношении высокого и широкого центрального проема с низкими боковыми. Архивольт средней арки подчеркнут массивными квадрами руста, пилоны боковых калиток обработаны ленточным рустом. Однопролетные ворота-калитки акцентированы рустованным архивольтом и завершены ступенчатым аттиком.

Восьмигранная часовня имеет вход со стороны улицы, где фасад повторяет мотив арки ворот с рустованным архивольтом и ступенчатым аттиком. На аттик поставлена шаровидная главка с крестом. Остальные фасады глухие и без декора. Помещение часовни перекрыто восьмилотковым сомкнутым сводом.


Лит.: И. Беляев. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863. С. 25; ИАК. Вып. 31. СПб., 1909. С. 47; Копия проекта расширения церкви Александра и Антонины, 1911 г. (хранится в архиве ГП "Костромареставрация"); Протокол от 30 ноября 1912 г. № 229 (хранится в церкви).

О проекте Департамент культурного наследия Костромской области