Улицы Персоны Памятники Изображения
Найти
Власьевская церковь. Южный фасадВласьевская церковь. Вид с северо-востокаПлан 1-го этажа церкви

Топография города

Власиевская церковь, нач. XIX в.

Симановского, ул, д. 92, лит. А

Своеобразный памятник костромского культового зодчества начала XIX в., выполненный в переходном от барокко к классицизму стиле. В первой половине XVII в. здесь, в Кирпичной и Каменщиковой слободке, на окраине исторической части города стояли два деревянных храма — шатровый Власия епископа Севастийского и клетский Николая Чудотворца с трапезной. Деревянными они были весь XVIII в., и лишь в 1805 г. заменены нынешним каменным зданием, выстроенным на средства прихожан.

К настоящему времени утрачены завершение церкви и звон (два верхних яруса) колокольни со шпилем, к западной части сделаны с обеих сторон большие пристройки, а интерьер полностью изменен. Кирпичное и оштукатуренное здание принадлежит к типу двухэтажных пятиглавых и бесстолпных храмов с ярусной колокольней, в объемной композиции которых, симметрически четкой и ясной, новые формы переплелись с прежней традицией. Высокий основной трехсветный четверик со скругленными по-барочному углами завершен четырехскатной кровлей, над которой возвышались прежде небольшие луковичные главки на тонких граненых шейках. Более низкий и узкий алтарь также имеет скругленные углы. Слегка укрупненная квадратная в плане трапезная полностью скрыта современными пристройками. Аналогично положение двух сохранившихся ярусов колокольни. Декор фасадов, сдержанный и довольно плоский по профилировке, характерен для перехода от барокко к классицизму. Междуэтажная тяга разделяет на фасадах этажи храма, оформленные в целом одинаково. Широкие пилястры поставлены по краям скруглений четверика, превращенные в верхнем ярусе в большой ордер. В завершении фасадов — антаблемент с сухариками в карнизе, дополненными мутулами у четверика. Аналогичные пилястры использованы также в убранстве алтаря, парные по краям скруглений. Прямоугольные оконные проемы, в верхнем этаже более высокие, заключены в позднебарочные рамочные наличники с ушами и серьгами, развитыми нишами в подоконной части и лучковыми и прямыми сандриками. Лучковые сандрики украшают все окна первого этажа и нижний ряд их на четверике, в то время как нишки имеют все окна второго яруса. Внутри храма оба этажа, в нижнем из которых размещался престол Николы, а в верхнем — Власия, образуют каждый единое пространство благодаря раскрытию в храм помещений алтаря и трапезной. В нижнем этаже все сравнительно невысокие помещения перекрыты коробовыми сводами с распалубками, в верхнем лишь у алтаря такой свод; основное его помещение в два света, выделяющееся своей пространственностью, завершено сомкнутым сводом.


Лит.: И. Беляев. Статистическое описание соборов и церквей Костромской губернии. Спб., 1863. С. 20; И.В. Баженов. Костромские городские церкви и монастыри по писцовым книгам XVII в. // КЕВ, 1889, № 16. С. 24-28; В.К. и Г.К. Лукомские. Кострома. Спб. 1913. С.275; Б. Дунаев. Кострома в прошлом и настоящем в памятниках искусства. М., 1913. С. 58, табл. XV, рис. 57; ИАК. Вып. 31. Спб., 1913. С. 102.

О проекте Департамент культурного наследия Костромской области