Улицы Персоны Памятники Изображения
Найти
Дворянское собраниеДворянское собрание. Белый залПарадная лестница Дворянского собранияДворянское собрание. Генплан: 1. Здание Дворянского собрания 2. Ограда с воротами 3. ПаркДворянское собрание. План 2-го этажа

Персоны

Дворянское собрание (дом Дурыгина), посл. четв. XVIII в., втор. четв. XIX в.

Костромской, р-н/Костромская, обл, д. 7, лит. А

Трехэтажное здание – один из лучших памятников гражданской архитектуры в Костроме конца XVIII - первой половины XIX в. Сооруженное в стиле раннего классицизма, оно было переделано в формах позднего классицизма, сохранив при этом некоторые черты первоначальной архитектуры. Здание построено в 1780-х гг. как жилой дом купца М.П.Дурыгина. Пришедшее в запустение в первой трети XIX в., оно было капитально перестроено в 1837-1838 гг. по проекту губернского архитектора М.М.Праве для Дворянского собрания. К существовавшему корпусу было пристроено южное крыло, в котором разметился зал собрания, расширены проемы, устроены новые парадные входы, обновлен декор фасадов и переделаны интерьеры. Тогда же сооружена ограда с воротами. В 1891-1917 гг. в нескольких комнатах первого этажа здания располагалась Костромская губернская ученая архивная комиссия, разместив там свой архив, библиотеку и музей. В 1918-1922 гг. в здании находился Костромской государственный рабоче-крестьянский университет, преподавателями которого были видные ученые Н.М.Дружинин, В.Ф.Шишмарев, А.И.Некрасов, С.М.Бонди, И.Ф.Правдин и многие другие.

В здании неоднократно проводились ремонтно-реставрационные работы. Наиболее значительная реставрация интерьеров с воссозданием первоначальной планировки и внутренней отделки проведена в 1981-1986 гг. КСНРПМ (автор проекта – архитектор К.Г.Тороп). Кирпичное, оштукатуренное Г-образное в плане здание слегка вытянуто вдоль красной линии улицы. Главный фасад в 15 осей проемов симметричен по композиции. Пять средних осей выделены слегка выступающим ризалитом. Нижний этаж, трактованный как цокольный, обработан рустом и отделен от верхних этажей профилированным карнизом. Над заглубленными в ниши окнами руст имитирует высокие веерные замки. Три центральных входных проема имеют общий зонт с ажурными металлическими кронштейнами. Окна двух верхних этажей заключены в единые ниши, поддерживающие вертикальные членения фасада. В ризалите их объединяют каннелированные пилястры ионического ордера. Парадный характер второго этажа подчеркивают не только более высокие окна, но и нарядный декор. Под окнами второго этажа чередуются ложные балюстрады и филенки с ромбовидными нишками. Окна ризалита выделены треугольными сандриками с кронштейнами, под которыми помещены лепные композиции. Над окнами боковых крыльев фасада круглые розетки чередуются с растительными композициями в стрельчатых нишах. Над профилированным венчающим карнизом, обогащенным сухариками и модульонами, возвышается аттик, равный ширине ризалита. Боковые фасады здания решены аналогично главному, но без выделенного центра. Значительно проще дворовый фасад, декоративная обработка которого сводится к вертикальным нишам и венчающему карнизу. Боковая его часть выступает в виде трехгранного ризалита.<%0>

Внутренняя планировка, раличная на всех этажах, сочетает коридорный и анфиладный приемы композиции. Первый преобладает в нижнем этаже, второй – в двух верхних. На поперечной оси во всю ширину дома расположены вестибюль и парадная лестница. На втором и третьем этажах вдоль всего главного фасада устроена анфилада, главным элементом которой служит большой двусветный зал Дворянского собрания, занимающий все южное крыло здания ("Белый" зал). Стены его по периметру оформлены трехчетвертными колоннами коринфского ордера, расположенными в два яруса и разделенными междуэтажным антамблементом. Во втором ярусе внутренней продольной стены устроена галерея, открывающаяся в пространство зала аркадой. В торце помещения находятся хоры для музыкантов с аркадой в виде экседры, в нишах которой некогда располагались "четыре мифологические фигуры". Стены зала отделаны белым искусственным мрамором. По другую сторону аванзала второго этажа, куда выходит парадная лестница, размещен малый ("Золотой") зал. Его пространство разделено на три части двумя парами коринфских колонн, несущих поперечные балки. Потолок украшен кессонами с лепными золочеными розетками. Колонны и пилястры облицованы белым искусственным мрамором. Нарядный облик малого зала дополняет красный шелковый штоф, покрывающий стены. К наиболее интересным интерьерам здания относится и парадная лестница с ажурными чугунными ступенями и перилами, оформленными деталями из золоченой бронзы. Небольшой зал на первом этаже ("Депутатский") украшен по стенам гербами 12-ти уездных городов Костромской губернии. Некоторые помещения первого этажа перекрыты сводами со щековыми распалубками. К настоящему времени сохранились лишь несколько из существовавших первоначально в здании 46-ти печей, 27 из них были уничтожены уже в 1866 г., а вместо них сделаны четыре механические. Вдоль красной линии улицы к дому с обеих сторон примыкает кирпичная глухая ограда, расчлененная лопатками и крупными ромбовидными нишами. С южной стороны в ней устроены ворота, пилоны которых обработаны парами тосканских колонн, несущих треугольные фронтоны. Прорезанные калитками пилоны увенчаны фигурами лежащих львов (воссозданы в 1966 г. по проекту архитектора КСНРПМ Л.С.Васильева).

Сад при Дворянском собрании, памятник садово-паркового искусства второй половины XIX века, представляет интерес как характерный пример сада, входящего в комплекс городской усадьбы. Сохранившиеся насаждения позволяют отнести закладку ныне существующего сада к 80-90 годам XIX века. Планировка сада достаточно характерна для этого периода. От входа к центральной площадке ведет тройная аллея из стриженых лип, несколько аллей окружают площадку, по периметру сад был обсажен нестрижеными липами по типу живой стены. Исторический ассортимент насаждений представлен исключительно липой мелколистной.

В советский период сад неоднократно перепланировался: частично изменена трассировка дорожек, появились новые, сооружены спортивные площадки, снаряды, малые архитектурные формы, часть территории была выгорожена забором под хоз.двор художественного музея. Площадь сада значительно расширена в западном направлении за счет включения дополнительных территорий. Перестройка драматического театра с возведение пристроек также вызвала искажение исторических границ сада. В советский же период в ассортимент насаждений введены лиственница, ель колючая, пихта сибирская, клены остролистый и ясенелистный.


Лит.: Г.К.Лукомский. Барокко и классицизм в архитектуре Костромы // Старые годы. 1913. Январь. С. 31-33; В.Н.Бочков, К.Г.Тороп. Кострома. Путеводитель. Ярославль, 1970. С. 133-137; В.Иванов. Кострома. М., 1978. С. 173-177; Е.В.Кудряшов. Архитектурный ансамбль центра Костромы. Ярославль, 1992. С. 45-49; Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 1. Ч. 1. Кострома, 1996. С. 193-197.

ГАКО. Ф. 497. Оп. 2. Д. 353. Л. 86 (сохр. частично); Д. 683. Л. 92 об. (не сохр.); Д. 1279. Л. 130 (не сохр.); Ф. Р. 513 (Е.В. Кудряшов). Оп. 1. Д. 104.

О проекте Департамент культурного наследия Костромской области