Улицы Персоны Памятники Изображения
Найти
Усадьба Дурыгиных. Фрагмент фасада главного домаГлавный дом. ПечьГлавный дом усадьбы ДурыгиныхУсадьба Дурыгиных. Дом привратника и оградаУсадьба Дурыгиных. Генплан: 1. Главный дом 2. Дом привратника 3. Ворота 4. Сарай

Персоны

Усадьба Дурыгиных, кон. XVIII в.; вт. пол. XIX в.; нач. ХХ в.

Костромской, р-н/Костромская, обл, д. 11/4, лит. А, Б, В

Комплекс представляет собой одну из наиболее полно сохранившихся в Костроме жилых усадеб, постройки которой отражают два этапа в развитии городской архитектуры – ранний классицизм (кон. XVIII в.) и эклектику (втор. пол. XIX в.).

Расположенная на углу одного из центральных кварталов при пересечении просп. Мира и ул. Князева, усадьба играет значительную градостроительную роль. Усадьба начала формироваться в 1793 г., когда на бывшем фабричном пустыре костромским купцом М.П.Дурыгиным был выстроен дом. Впоследствии она перешла к его сыну И.М.Дурыгину, а в 1845 к внучке М.И.Солодовниковой. В 1861 г. Солодовниковы продали домовладение подполковнице Е.Н.Мичуриной, которая превратила его в "доходное". Помимо сдаваемых внаем квартир здесь разместились прачечная и пекарня. В этот период (предположительно в 1870-е гг.) были выстроены ограда с воротами и дом привратника. В 1899 г. в основном здании находилось губернское акцизное правление. На рубеже XIX-ХХ вв. дом капитально ремонтировался. В 1910 г. переделаны лестницы. По-видимому, тогда же устроен вход на восточном фасаде, появились входные зонты на северном фасаде и крыльцо на западном.

Усадьба занимает прямоугольный в плане участок, вытянутый вдоль просп. Мира. Ее сохранившуюся застройку составляют кирпичные сооружения, стоящие по красным линиям обеих улиц. На углу квартала расположен главный дом, занимающий доминирующее положение в композиции усадьбы. Его южный фасад выходит на просп. Мира, боковой восточный – на ул. Князева. Вдоль проспекта дом соединяется оградой и воротами с домом привратника, который фиксирует юго-западный угол усадебной территории. Красную линию ул. Князева закрепляет ограда, которая с одной стороны примыкает к главному дому, а с другой – к сараю. Надворные хозяйственные постройки утрачены.

Главный дом – двухэтажное с антресолями здание в стиле раннего классицизма. Прямоугольный объем, вытянутый по оси запад-восток, завершен вальмовой кровлей. Фасады отличаются тектоничными композициями с уравновешенным соотношением горизонтальных и вертикальных членений, развитым декором плоскостного характера. Симметричные композиции фасадов насчитывают на продольных сторонах 15 осей проемов, на боковых – 7. Главный фасад в центре выделен пятиосным ризалитом незначительного выноса, торцовые – трехосными. Более низкий первый этаж, отделенный от второго многопрофильным карнизом, решен как цокольный. Его декоративная обработка ограничивается прямоугольными нишами окон с филенками под проемами и массивными угловыми огибающими пилястрами. По контрасту с нижним нарядно декорированный верхний этаж выглядит особенно парадно. Его прямоугольные окна стройных пропорций заглублены в высокие ниши, украшенные над проемами фигурными накладными щитами с лепными гирляндами, а под проемами – филенками с фризами растительного орнамента. Парадный характер главного фасада подчеркивают арочные окна ризалита с замками в виде волют и сдвоенными гирляндами над ними. Простенки обработаны каннелированными пилястрами ионического ордера с гирляндами в капителях. Ризалиты боковых фасадов на втором этаже расчленены тосканскими пилястрами. Такие же пилястры помещены по краям фасадов с выпущенными между ними углами. На дворовом фасаде, решенном более однородно, высокие ниши, объединяющие окна второго этажа и антресолей, образуют равномерные вертикальные членения. Главный и боковые фасады завершены антаблементом с сухариками и модульонами в карнизе. Фриз главного фасада обогащен лепным орнаментом. На дворовом фасаде из-за антресольных окон сделан лишь венчающий карниз. Два входа на северном фасаде отмечены ажурными коваными зонтами на кронштейнах. Вход западного фасада оформлен деревянным крыльцом с резными столбиками и нависающим треугольным фронтоном, украшенным пропильным орнаментом. Балконы в центре протяженных фасадов утрачены.

Внутренняя планировка дома сочетает коридорный и анфиладный принципы композиции. Широкий коридор проходит по продольной оси обоих этажей. На первом этаже все помещения, кроме лестничных клеток, перекрыты сомкнутыми или коробовыми сводами со щековыми распалубками над проемами. На втором этаже шесть комнат, среди которых выходящие окнами на проспект образуют парадную анфиладу. Коридор и задние помещения, над которыми расположены антресоли, ниже парадных комнат. К первоначальному убранству интерьеров относятся угловые кафельные печи второго этажа с вогнутыми и скошенными зеркалами, лепные карнизы с модульонами, сухариками и растительными фризами в парадных комнатах, филенчатые двери. Наибольшую художественную ценность представляет печь с арочной нишей, украшенная каннелированными пилястрами, завершенная развитым антаблементом с аттиком и расписанная гирляндами, венками, растительным орнаментом и другими мотивами. Вестибюль и лестничная клетка отделаны в 1910 г. рустом, каннелированными пилястрами, тянутыми карнизами.

Дом привратника – одноэтажное здание, характерное для провинциальной городской архитектуры времени эклектики. Прямоугольный в плане объем, вытянутый в глубину участка, завершен вальмовой кровлей. Главный фасад слегка асимметричен по композиции: его три окна несколько смещены к востоку относительно центральной оси. Плоскость стены целиком покрыта квадровым рустом, который над окнами повторяет изгиб их лучковых перемычек. Проемы обрамлены профилированными наличниками. На дворовых фасадах окна имеют аналогичную форму и наличники. По периметру всего объема проходит единый обильно профилированный венчающий карниз.

Внутри здание разделено поперечной капитальной стеной на две почти равные части. Спереди располагались жилые помещения, сзади – прачечная. В интерьере сохранились филенчатые двери, тянутые карнизы.

Ворота представляют собой трехчастное сооружение с центральным проездом и двумя калитками, построенное в формах архитектуры эклектики. Проезд образуют два пилона, которые соединены с меньшими по высоте пилонами перемычками над калитками. Со стороны улицы ворота покрыты квадровым рустом, средние пилоны вверху обработаны арочными нишками-киотами. Пилоны увенчаны многопрофильными импостами. Завершение средних пилонов в виде маковичных главок утрачено. Проезд ворот забран двустворчатой кованой решеткой строгого рисунка, проемы калиток – одностворчатыми. Ограда, примыкающая к воротам, состоит из цоколя и рустованных пилонов с кованой решеткой между ними.

Сарай – одноэтажное прямоугольное вытянутое в плане сооружение, завершенное двускатной кровлей с вальмой на одном торце. Своим восточным фасадом здание продолжает ограду вдоль ул. Князева. Глухая стена разделена лопатками на пять равных прясел. Горизонтальную протяженность подчеркивают пояса поребрика и зубцов, проходящие под трехступчатым венчающим карнизом, который энергично раскрепован над лопатками.


Лит.: В.К. и Г.К.Лукомские. Кострома. Спб., 1913. С. 311-312, 327; В.Н.Иванов, М.В.Фехнер. Кострома. М., 1955. С. 90, 108, 109; Кострома. Путеводитель-справочник. Кострома, 1963. С. 292; В.Н.Иванов. Кострома. М., 1970. С. 143-145; В.Н.Бочков, К.Г.Тороп. Кострома. Путеводитель. Ярославль, 1970. С. 133-137; Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 1. Ч. 1. Кострома, 1996. С. 202-206.

ГАКО. Ф. 207. Оп. 1. Д. 1871. Л. 57 (не сохр.); Д. 1963. Л. 2-4об. (не сохр.); Д. 2892. Л. 1-4 (не сохр.); Ф. 497. Оп. 1. Д. 92. Л. 2; Оп. 2. Д. 38. Л. 41 (не сохр.); Д. 450. Л. 150об. (сохр. частично); Д. 1226. Л. 1 об. (не сохр.); Д. 1438. Л. 2об. (не сохр.); Ф. Р. 513 (Е.В. Кудряшов). Оп. 1. Д. 108; Ф. Р. 838. Оп. 3. Д. 59. Л. 5 (не сохр.).

О проекте Департамент культурного наследия Костромской области