Улицы Персоны Памятники Изображения
Найти
Главный дом усадьбы КарцовыхУсадьба Карцовых. Генплан: 1. Главный  домПлан 1-го этажа дома

Персоны

Усадьба Карцовых (Карцевых), XIX в.

Костромской, р-н/Костромская, обл, д. 23, лит. А

Яркий пример городской дворянской усадьбы в стиле классицизма, играющей важную роль в застройке одной из главных улиц городского центра. Двухэтажное кирпичное и оштукатуренное главное здание, с подвалом и антресолями, сооружено в 1810-х гг. титулярным советником А.С.Карцовым и впервые упомянуто в архивных документах неотделанным в 1817 г., закончено лишь в 1824 г. Во дворе за домом стояли два флигеля и деревянные надворные постройки, в 1828 г. был построен третий флигель, деревянный, с мезонином. Усадьба принадлежала этому же владельцу еще в 1842 г. В 1847 г. при новой хозяйке, М.С.Мичуриной (урожд. Карцовой), она сгорела во время большого городского пожара. Смерть М.С.Мичуриной привела к тяжбе между наследниками, и в 1856 г. участок перешел к ее мужу, отставному саперному подполковнику С.В.Мичурину, который отстроил главное здание и владел им до 1870-х гг., сдавая внаем.

В 1866 г. в части помещений главного дома разместилось Общественное собрание. В кон. 1870-х или нач. 1880-х гг. осуществлены пристройки к дому со двора и со стороны западного фасада с парадным входом с улицы. Видимо, тогда же были построены ворота, отделявшие участок от улицы, и заложен существующий ныне парк. В 1880-х г. усадьбой владели некие Ротаст, сдававшие главный дом городскому Общественному собранию до 1917 г.

Главный дом – один из лучших особняков в архитектуре Костромы перв. четв. XIX в., выполненный в стиле зрелого классицизма. Первоначальный прямоугольный в плане объем с вальмовой кровлей вытянут вдоль улицы своим протяженным фасадом в 9 осей окон. Трехэтажные пристройки со стороны двора придают ему П-образную форму, а парадный вход с открытым балконом над ним нарушают симметрию фасада. Центральная часть его в три оси выделена ризалитом с фронтоном. Первый этаж обработан горизонтальным рустом и профилированной междуэтажной тягой, над прямоугольными окнами без обрамлений – клинчатые замковые камни. Ризалит второго этажа украшен композитным портиком из четырех полуколонн с базами и капителями и раскрепованным над ним антаблементом. Более высокие окна второго этажа на флангах фасада завершены сандриками на кронштейнах, над окнами портика помещены прямоугольные ниши с орнаментальными вставками, изображающими вазоны с цветами и растительными завитками. Стены завершает антаблемент с широким гладким фризом и профилированным карнизом. В тимпане фронтона – крупное полукруглое чердачное окно. Металлический ажурный зонт на кованых консолях отмечает парадный вход на левом фланге главного фасада, которому вторит симметрично расположенный на правом фланге фальшивый вход. Двупольная филенчатая дверь с оригинальным рисунком в стиле модерн относится к нач. ХХ в. Еще один вход, также с металлическим козырьком, находится на боковом западном фасаде.

Внутри продольная и несколько поперечных стен делят интерьер дома на ряд помещений. Три крупных комнаты первого и второго этажей, выходящие на главный фасад, образуют анфилады. В северо-западном помещении находилась лестница на второй этаж и антресоли. В одном из помещений подвала сохранились коробовые своды с распалубками.

Парк – интересный памятник садово-паркового искусства последней четверти XIX в. Стилистически планировку парка можно отнести к периоду раннего модерна. Это проявляется в использовании регулярных построений на базе простых правильных геометрических фигур и использовании стриженых деревьев с высокими штамбами. По периметру парк обсажен кленом остролистным и березой бородавчатой. Южная часть парка, прилегающая к дому и улице, представляет собой рядовые посадки из клена остролистного и липы мелколистной, торцами выходящие на улицу. Главная композиционная ось парка идет по касательной вдоль западного фасада здания. Она соединяет въездные ворота с крестовой композицией из фигурных боскетов, в центре которой, вероятно, и располагалась тесовая беседка, построенная по проекту архитектора Н.И.Горлицина в 1899 г. (не сохр.).

В настоящее время историческая планировка парка частично утрачена. В восточной и северной частях возведены различные постройки, занимающие часть территории и не увязанные с планировкой. В центральной части в связи с расположением здесь многочисленных малых форм (флагштоки, агитационные щиты и т.п.) также произошло изменение планировки и трассировки дорожно-тропиночной сети. Изменения в планировке и растительности, введение в ассортимент лиственницы сибирской, ели колючей, клена ясенелистного в основной своей массе произведены, судя по возрасту насаждений, в первые послевоенные годы. Изменение расположения главного входа в парк вызвало смещение главной оси и соответственно визуального восприятия композиции в целом.


Лит.: В.Н.Иванов и М.В.Фехнер. Кострома. М., 1955. С. 70, 72; В.Н.Иванов. Кострома. М., 1970. С. 150, 152; В.Н.Бочков и К.Г.Тороп. Кострома. Путеводитель. Ярославль, 1970. С 138-139, 193-195; В.Н.Иванов. Кострома. 2-е изд., 1978. С. 183; И.М.Разумовская. Кострома, Л., 1989. С. 122; Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 1. Ч. 1. Кострома, 1996. С. 284-286.

ГАКО.Ф. 116. Оп. 4. Д. 120. Л. 1-140; Д. 213. Л. 1, 12 об., 18-20; Ф. 133. Оп. 1. Д. 3486 (сохр. частично); Ф. 207. Оп. 1. Д. 1875. Л. 32; Д. 1959. Л. 1-2; Д. 1967. Л. 8-9 (не сохр.); Д. 3428. Л. 1-5 (не сохр.); Ф. 497. Оп. 2. Д. 353. Л. 51 об. (сохр. частично); Д. 403. Л. 36 об. (не сохр.); Д. 404. Л. 61; Д. 449. Л. 63 об. (сохр. частично); Д. 682. Л. 104 об. (не сохр.); Д. 683. Л. 44 об. (не сохр.); Д. 1137. Л. 23 об. (не сохр.); Д. 1184. Л. 18 об. (не сохр.); Д. 1325. Л. 72 об. (не сохр.); Д. 1877. Л. 20 (не сохр.); Д. 2414. Л. 314 об. (не сохр.); Д. 2497. Л. 28 об.; Ф. Р. 513 (Е.В. Кудряшов). Оп. 1. Д. 217, 235. Архив Свода памятников ДКН. Е.В.Кудряшов. Архитектурный ансамбль ул. Советской. С. 92-101.

О проекте Департамент культурного наследия Костромской области