Улицы Персоны Памятники Изображения
Найти
Дома соборного причта. Общий видДом соборного причтаСторожкаДом соборного причта (ул. Чайковского, 6).  План 1-го этажаДом соборного причта (ул. Чайковского, 8).  План 1-го этажаСторожка. План

Персоны

Топография города

Ансамбль домов соборного причта, кон. XVIII в.

Чайковского, ул, д. 4, лит. Е

Чайковского, ул, д. 6, лит. А

Чайковского, ул, д. 8, лит. А

Великолепный архитектурный ансамбль центра Костромы конца XVIII в. в стиле раннего классицизма, входивший прежде в комплекс культовых и жилых зданий соборного ансамбля и имеющий исключительно важное градостроительное значение. Два крупных трехэтажных здания, кирпичных и оштукатуренных, поставлены на бровке холма вблизи земляного вала и играют определяющую роль в волжской панораме города. Их дополняет небольшая одноэтажная сторожка ворот, расположенная неподалеку, среди городского парка.

Ансамбль задуман костромским архиепископом Симоном II Лаговым для нужд соборного духовенства и нового архиепископского дома и должен был состоять из четырех больших одинаковых корпусов, составлявших разомкнутое каре. Ниже домов предполагали разбить регулярный сад. Однако в связи с переводом Симона в другую епархию построены в 1795-1796 гг. только два из них большесольскими подрядчиками П.А. и Е.С.Воротиловыми, а в 1797 г. – флигель, соединенный с одним из домов оградой (не сохранился). Дома долго пустовали, а затем их передали под духовное училище и квартиры священнослужителей собора.

Сторожка выстроена, вероятно, во второй половине XIX в. с использованием в качестве передней стены калитки северных ворот Богоявленского собора, возведенных, очевидно, в последней четверти XVIII в.

Два Г-образных в плане и симметрично поставленных дома с вальмовой кровлей обращены главными протяженными фасадами в три этажа к Волге, а противоположными в два – к парку. Хорошо сохранившееся убранство фасадов очень выразительно. Одиннадцатиосные главные фасады имеют выделенную раскреповкой центральную часть в три оси окон. Их нижний цокольный этаж украшен рустовкой, сходящейся к нишам окон в виде имитации замковых камней и выступами досок под подоконниками. Верхние этажи объединены пилястрами большого ордера, поставленными в межоконных простенках и на флангах с отступами от углов. Завершающий антаблемент – с триглифным фризом, украшенным в метопах розетками в кругах, и карнизом с модульонами. Окна хороших пропорций заключены в рамочные наличники с замковыми камнями, нишками под нижним рядом окон и крупными досками под верхним, на выступе замененными филенками.

Дома внутри имеют коридорную систему планировки с помещениями с обоих сторон, вдоль главного и дворового фасадов. Цокольные этажи сохранили сводчатые перекрытия помещений (коробовые, лотковые и сомкнутые своды). В ряде комнат дома № 8 остались изразцовые печи второй половины XIX в. Маленькая прямоугольная в плане сторожка с кровлей на два ската выглядит очень камерно. Один ее торец завершен фронтоном, а другой – аттиком. Над последним первоначально возвышался еще один аттик с полукруглым завершением в центре и главкой с крестом. Боковые фасады – с широкими лопатками на углах, образующими с гладким фризом филенку во всю стену. В завершении стен – карниз с выносной плитой, превращенной на аттике в антаблемент. На этом фасаде лопатки рустованы и отодвинуты от углов. В центре стены устроена арочная ниша (заложенный первоначальный проем калитки) в рамке с ушами и серьгами. Парные окна с лучковыми перемычками на боковой и торцевой стенах заключены в упрощенные наличники, широкая верхняя часть которых доходит до фриза, смыкаясь с ним.


Лит.: Я.Арсеньев. Описание костромского Успенского собора. Спб., 1820. С. 12-13; И.А.Арсеньев. Описание костромского Успенского собораю. М., 1829. С.22; П.Островский. Историческое описание костромского Успенского собора. М., 1855. С. 106-108; В.К. и Г.К.Лукомские. Кострома. Спб., 1913. С. 43-44, 141-142; Г.К.Лукомский. Барокко и классицизм в архитектуре Костромы // Старые годы, 1913. Январь. С. 25, 30; Л.Скворцов. Материалы для истории города Костромы. Кострома, 1913. С. 208; Ф.Рязановский. Памятники искусства и старины. Кострома // Прошлое и настоящее Костромского края. Кострома, 1926. С. 125, 132; В.Н.Иванов и М.В.Фехнер. Кострома. М., 1955. С. 98; Кострома. Путеводитель-справочник. Кострома, 1963. С. 294; В.Н.Иванов. Кострома. М., 1970. С. 127-128; В.Н.Бочков и К.Г.Тороп. Кострома. Путеводитель. Ярославль, 1970. С. 21-22; В.Н.Иванов. Кострома. 2 изд. М., 1978. С. 161; Е.В.Кудряшов. Архитектурный ансамбль центра Кострома. Ярославль, 1992. С. 10-12. ГАКО, ф. р-513 (Е.В.Кудряшов), оп. 1, д. 256, лл. 1-28.

О проекте Департамент культурного наследия Костромской области