Улицы Персоны Памятники Изображения
Найти
Храмовый комплекс. Церковь Воскресения на Дебре и Святые воротаЦерковь Воскресения на Дебре. Северное крыльцоЦерковь Воскресения на Дебре. Фрагмент росписи Трехсвятительского приделаЦерковь Воскресения на Дебре. Портал Трехсвятительского приделаЦерковь Воскресения на Дебре. Иконостас Трехсвятительского приделаЦерковь Воскресения на Дебре. Фрагмент росписи центральной главыЦерковь Воскресения на Дебре. Фрагмент росписи четверикаЦерковь Воскресения на Дебре. Царские врата главного иконостаса (фото 1978 г.)Церковь Воскресения на Дебре. Белокаменная вставка Святых воротХрамовый комплекс. Церковь ЗнаменияХрамовый комплекс. СторожкаХрамовый комплекс. Геплан: 1. Церковь Воскресения на Дебре 2. Сторожка 3. Церковь Знамения 4. Колокольня (воссоздана)

Персоны

Топография города

Храмовый комплекс: церкви Воскресения на Дебре и Знамения. XVII-XIX вв.

Нижняя Дебря, ул, д. 37, лит. А, Б

Нижняя Дебря, ул, д. 39а, лит. А

Один из замечательных храмовых комплексов Костромы, состоящий по традиции из двух расположенных рядом церквей – холодной Воскресения на Дебре и теплой Знамения (Георгия), окружающей их ограды со Святыми воротами и сторожки. Расположен он между улицами Нижняя Дебря, Осыпной и Музейным переулком и занимает большую часть квартала. Главным его сооружением является церковь Воскресения, которая вместе со Святыми воротами (объединены с ней) принадлежит к лучшим произведениям русского культового зодчества середины XVII в. и отличается особой яркостью и живописностью архитектурных форм. К югу от нее находится руинированная церковь Знамения (Георгия), один из характерных храмов костромской школы зодчества конца XVII в., сильно перестроенный в эпоху классицизма. С трех сторон вдоль улиц и переулка комплекс обнесен оградой, с западной стороны которой между храмами находится сторожка. В 1628 г. здесь, у подножия невысокой горы, стояли две деревянных приходских церкви – шатровая Воскресения и клетская Козьмы и Демьяна с трапезной. В 1645-1651 гг. вместо первой из них сооружен на средства торгового гостя К.Г.Исакова и прихожан каменный храм Воскресения с Трехсвятительским приделом, который был освящен на год раньше главного храма, в 1650 г. В конце XVII в. рядом построен второй каменный храм Георгия с колокольней. В 1740-х гг. окна церкви Воскресения растесаны, проемы галереи заложены, позакомарное покрытие заменено четырехскатным, а западное крыльцо соединено крытым переходом со Святыми воротами. Тогда же возведены придел Козьмы и Демьяна у церкви Георгия и ограда комплекса. В 1799-1802 гг. сильно перестроена церковь Георгия, освященная вновь как Знаменская: ее четверик был надстроен крупным восьмериком с фигурным куполом и главкой, все фасады получили новое убранство в стиле классицизма, и сооружена новая высокая четырехъярусная колокольня, ставшая вертикальной доминантой всего комплекса. В 1859 г. заново возведен алтарь этого храма. В 1871-1872 гг. к юго-восточному углу церкви Воскресения пристроена ризница с апсидой; в 1888-1889 гг. снова частично перестроен Знаменский храм и рядом возведена сторожка. В 1911-1912 гг. частично реставрирована архитектором Д.В.Милеевым церковь Воскресения.

В 1920-х гг. богослужение в храмах было прекращено, разрушена колокольня и завершение церкви Знамения. В 1946 г. возобновлено богослужение в церкви Воскресения. В 1967-1969 гг. КСНРПМ (арх. Л.С.Васильев) проведены реставрационные работы по ее крыльцам и Святым воротам.

Церковь Воскресения – великолепный памятник костромского посадского строительства середины XVII в. характерного для Верхнего Поволжья типа. Крупное крестовокупольное здание без трапезной, четырехстолпное и пятиглавое, с тремя апсидами, поставлено на подклет и окружено галереями с крыльцами. Его внушительный кубический объем в два света с полуциркульными закомарами и низкими полукружиями алтарных апсид увенчан красивыми по рисунку луковичными главами на цилиндрических барабанах (восточные глухие). Остроту силуэта эффектно дополняют одноглавый северный придел Трех Святителей с горкой кокошников и три шатровых крыльца с лестницами-всходами.

Особой нарядностью выделяется фасадное убранство храма. Пучки из двух полуколонок членят стены на прясла – три на западной и восточной и четыре на боковых; профилированный карниз украшен поясом ширинок с "каплевидными" нишками. Окна заключены в наличники с полуколонками, имеющими белокаменные резные дыньки, и с килевидными или усложненными треугольными фронтонами (придел). Галереи и крыльца с двойными арками и висячими гирьками декорированы круглыми резными клеймами из белого камня с травным и звериным орнаментом. Мощные перспективные белокаменные порталы в семь уступов и колонок украшены также дыньками и орнаментальной растительной резьбой. Довершала праздничность облика церкви роспись стен "в бриллиантовый руст" и "травами", замененная в 1990-х гг. современной окраской.

Высокое и просторное помещение храма разделено четырьмя могучими квадратными столбами с перекинутыми между ними и стенами подпружными арками на девять частей. Подкупольный квадрат сильно сдвинут к востоку, так что поперечный неф алтаря оказался очень узким. Над средокрестием и угловыми частями поставлены барабаны глав с использованием дополнительных арок и парусов в центре и западных углах. Рукава креста и восточные угловые ячейки перекрыты коробовыми и крестовым (западный рукав) сводами. У галереи – коробовые своды с распалубками над арками, у крылец – крестовые. Придел перекрыт сомкнутым сводом, все апсиды – коробовыми с конхами. Сводчатыми являются и помещения подклета с усыпальницей под приделом, в которой в 1645 г. был погребен основной заказчик К.Г.Исаков. Церковь Воскресения на Дебре многое сохранила в художественном оформлении интерьеров: резьба по белому камню на порталах дверей, иконостасы, стенное письмо на галереях и в Трехсвятительском приделе XVII в. Наиболее древним и цельным является интерьер Трехсвятительского придела. Он задумывался как ктиторская церковь и к его освещению в 1650 г. был установлен четырехъярусный иконостас: "царские врата и верх над ними обложен серебром с позолотою, справа икона Трех святителей, слева - Богоматери Семиезерской, деисус из семи икон, над ним восемь праздничных, и в завершение пророческих шесть с иконой Знамения в центре". Вероятно, тогда же придел успели расписать. Сюжетный состав росписи: на восточном склоне свода – Троица Новозаветная, на западном – Сошествие Святого Духа, южном – Мученическая кончина апостолов Петра и Иакова, северном – Распятие апостола Андрея и проповедь Иоанна Богослова на острове Патмос. Стены придела расписаны в четыре яруса: верхние два – Деяния апостолов; на южной стене два нижних – Житие Василия Великого; на северной – в простенке нижних окон – Христос Вседержитель на престоле; в простенке к западному углу – Кирилл Александрийский, очевидно, соименный святой заказчика. В конце алтаря изображен пятиглавый храм, за престолом которого стоят три святителя: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, над ними изображение иконы "Христос Великий Архиерей" (оглавый), по сторонам храма в три ряда святые, праведники и священнослужители, несущие святые дары. На северной стене печура-жертвенник с изображением жертвенного агнца и ангелов с рипидами. Откосы окон и своды расписаны: в алтаре – Богоматерь и Иоанн Предтеча, в своде – Эммануил; в приделе верхнее окно – Обращение Савла, Христос (на своде), Чудо в Троаде; на откосах нижних западного и восточного окон – митрополиты московские Иона, Алексий, Петр и Богоматерь на престоле. На западной стене по сторонам портала в рост – апостолы Петр и Павел. Росписи Трехсвятительского придела по стилистике близки стенному письму галерей-папертей. Стены четверика со стороны папертей расписаны артелью костромских изографов, по предположению С.С.Чуракова, под руководством В.И.Запокровского (упоминается в 1634 г., умер в 1655 г.). На галереях справа от западного портала в киоте находится стенописная икона поясной Спас Вседержитель; справа от южного портала, такой же меры и в киоте, – Богоматерь Знамение. Фресковый цикл состоит из двух частей: "Сотворение мира" на южной галерее и "Апокалипсис" на северной. Раскрытие и изучение росписей галерей было начато в 1959-1961 гг. художниками-реставраторами Брягиными под руководством В.О.Кирикова. При проведении реставрационных работ в начале 1970-х гг. (бригада А.М. Малафеева) в сводах и барабанах глав четверика из-под записи были открыты росписи сер. XVII в. В центральной главе: Вседержитель с евангелием, благословляющий десницей (изображение оплечное); в простенках барабана в рост апостолы; на трибуне в клеймах, образованных орнаментом, – поясные праотцы. Юго-западная глава: в своде – сидящий Саваоф благословляет обеими руками, в подножье херувимы; в простенках – апостолы. Северо-западная глава: сидящая Богоматерь с оморфором на вытянутых руках (простирающая покров), в подножье херувимы, на простенках апостолы. Частично фигуры святых в барабане и на своде утрачены, при реставрации иконография восстановлена. Это все, что удалось расписать костромским изографам до начала морового поветрия 1654 г. Дозорная книга по Костроме за 1664 г. приводит скорбный список иконников, погибших в мор 1655 г. Это послужило причиной прекращения всех живописных работ не только по этой церкви. Опись 1779 г. указывает, что "четыре столпа и вся оная церковь подщекотурена внутри просто".

В перв. трети XIX в. главный иконостас был заменен новым в стиле ампир. При этом в значительной части использованы иконы из иконостаса сер. XVII в. Заменены лишь несколько икон в местном ряду. Царские врата первоначального иконостаса были перемещены в Трехсвятительский придел и стали его достопримечательностью. А древний иконостас Трехсвятительского придела перенесен в Екатерининский придел, находившийся в дьяконнике алтаря. В 1875 г. иконостас Трехсвятительского придела был "реставририрован" по проекту резчика Трубникова, потомственного мастера иконостасной резьбы из посада Большие Соли Костромского уезда. При реконструкции иконостаса была изменена расстановка икон. Над храмовым образом и новой алтарной дверью появились иконы "Единородный сын" и "Проповедь 12 апостолов" (ранее находились в главном иконостасе). Иконы верхних трех ярусов блокировались попарно, поля их подтесаны, царские врата перемонтированы с добавлением филенок, весь иконостас приподнят на цоколь. Умелая стилизация дополнений резьбы создает ощущение сохранности всего ансамбля от 1650 г. В 1874-1876 гг. в храме велись живописные работы. В четверике на северной стороне юго-восточного столба сохранилась надпись: «Сия живопись писана 1874м мастерами хозяина Софонова. Расписан сей храм усердием почетного гражданина купьца Лександром Васильичемъ Стоюнинымъ 1874 года. Трудились в ольтаре мастера Иван Парилов, Василий Белаев, Михаил Баканов, Василий Хохлов, Михайло Церагин, Михайло Нефедов, Василий Баканов, Василий Котягин, Лексей Салапин, Василий (…), Иван Мала (…) 1874 г.». Роспись маслом в четверике была исполнена этими мастерами по программе, разработанной в XVII в. На подпружных арках изображены святые Григорий Двоеслов и Григорий Новый Богослов, патрональные святые отца заказчика церкви. Судя по посвящению ктиторского придела Трем святителям, Кирилл Исаков строил храм в память родителей. Росписи покрывают сплошь все стены, своды, откосы окон, столбы. Композиции многофигурные, основаны на гравюрах "кунштовых" библий. Среди евангельских сюжетов большое место занимают притчи, страсти Христовы, по низу идет орнаментальная панель. В алтаре: над изображением престола – Деисус и ангельские силы; над конхой – Распятие с предстоящими; на откосах окна – Григорий Двоеслов, Иаков, брат Господен, в своде – Христос. В жертвеннике: на своде – Рождество Христово, на северной стене – Поклонение волхвов, на южной – Сретение. На окне, на скосах – Благовещение, в своде – Саваоф, благословляющий Богоматерь. В дьяконнике, где был устроен придел великомученицы Екатерины, в конхе – Христос Эммануил в окружении ангелов; по стенам – избранные святые, акафист Богоматери.

В Трехсвятительском приделе стенное письмо середины XVII в. было переписано маслом по старой графье в 1876 г. (запись удалена при реставрации 1966 г.). После открытия храма для богослужения в 1946 г. придел св. Екатерины был вынесен из алтаря в конец южной паперти. Иконостас кон. XIX в. перенесен сюда из закрытой церкви. В дьяконнике остался четырехъярусный иконостас сер. XVII в. Иконы, царские врата имеют значительные утраты. Реставрирована храмовая икона св. Екатерины сер. XVII в.

С 1960-х до кон. 1980-х гг. КСНРПМ проводилась комплексная реставрация икон, резьбы иконостасов и стенного письма бригадами художников (А.М.Малафеев, Е.В.Ильвес, Е.И.Марев, Г.Б.Губочкин, искусствоведы А.В.Кильдышев, Е.В.Кудряшов) и резчиков (во главе с Н.П.Шаровым).

Уникальным памятником костромской архитектуры середины XVII в. являются Святые ворота ограды, также отличающиеся исключительной нарядностью. Находятся они с западной стороны церкви Воскресения, соединенные с ее соответствующим крыльцом в середине XVIII в. переходом. Это кирпичное сооружение с белокаменными деталями в виде двухпролетной арки с широким проездом и более узким проходом, поставленное вдоль улицы. Устои арки трактованы как низкие кубышки с гранеными основаниями; над пологой кровлей возвышаются три декоративных шатра с главками, водруженные на восьмерики. Фасады ворот поражают обилием кирпичного декора с полуколонками, ширинками, карнизами и валиками. Пояс каплевидных ширинок проходит под карнизом. Более крупные ширинки над устоями украшены белокаменными вставками в виде розеток, в резьбе которых преобладают изображения сказочно-мифических животных – единорога, борющегося со змеем льва, сирина, неясыти и пр. в окружении травного орнамента. Теплый храм Знамения (Георгия) сохранился в сильно искаженном виде. От его первоначальной архитектуры, характерной для костромской школы конца XVII в., остался лишь основной объем – двусветный, сильно вытянутый по оси север-юг четверик и близкая в плане к квадрату трапезная. Уцелели и отдельные фрагменты прежнего убранства четверика: широкие лопатки на углах и венчающий карниз с пояском каплеобразных нишек и лентой поребрика, типичных для местного зодчества.

Более простая по формам трапезная имеет лишь лопатки между окон на боковых стенах. К эпохе позднего классицизма относится пониженная полукруглая апсида с круглыми нишками над окнами и лентой ширинок под карнизом. Основное помещение храма перекрыто лотковым сводом, трапезная – коробовым с распалубками над окнами, также как и апсида с конхой. По письменным источникам конца XVIII в. в храме существовали северный придел и два столба, подтверждением чего может служить сохранившаяся на южном фасаде между двух окон верхняя половина лопатки. Иначе говоря, здание принадлежало к наиболее распространенному в костромской архитектуре второй половины XVII в. типу двустолпных храмов. Внутреннее убранство (иконостас, настенная роспись 1891 г.) утрачено.

Ограда состоит из более ранней части XVIII в. барочного характера, охватывающей участок с востока и запада, и более поздней XIX в., составляющей северную сторону. Основу ограды образует невысокий кирпичный цоколь, украшенный ширинками. На нем поставлены кирпичные столбики-кубышки (западная сторона), прямоугольные столбы с филенками (восточная) или комбинация из полукубышек со столбами (северная). Наиболее выразительна металлическая фигурная решетка барочного рисунка из сильно вытянутых по вертикали овалов с завитками в верхней части, особенно эффектно разработанная на полотнищах восточных ворот с калиткой. В поздней части этот основной мотив сильно упрощен. Кирпичная одноэтажная сторожка, в плане прямоугольная, с четырехскатной кровлей, расположена возле западного участка ограды, между храмами.


Лит.: И.Беляев. Статистическое описание соборов и церквей Костромской губернии. Спб., 1863. С. 11; Н.К.(Колычев). Церковь Воскресения в Костроме // Зодчий, 1877. № 12; И.А.Шляков. Путевые заметки о памятниках древнерусского церковного зодчества. Ярославль, 1887. С. 16-21; Н.Б.(Бушневский). Воскресенская церковь, что на Дебре в городе Костроме // КЕВ, 1892. № 8; В.В.Суслов. Памятники древнего русского зодчества. Вып. VII. Спб., 1901; И.Баженов. Воскресенская, что на Дебре церковь в городе Костроме. Археологический очерк. Кострома, 1902.; ИАК. Вып. 31. Спб., 1909. С. 75-86; Г.Холмогоров. Материалы для истории Костромской епархии. Вып. 4. Кострома, 1908. С. 29; И.В.Баженов. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911. С. 15; В.К. и Г.К.Лукомские. Кострома. Спб., 1913. С. 230-236; Г.Лукомский. Барокко и классицизм в архитектуре Костромы // Старые годы, 1913. Январь. С. 21, 31; Б.Дунаев. Кострома в ее прошлом и настоящем в памятниках искусства. М., 1913. С. 52-55; А.И.Некрасов. Костромской край в истории древнерусского искусства // Труды КНОИМК. Вып. XXX. Кострома, 1923. С. 102; М.А.Ильин. Каменное зодчество третьей четверти XVII в. // ИРИ. Т. IV. М., 1959. С. 212-213; В.Н.Иванов и М.В.Фехнер. Кострома. М., 1955, с. 45-46; В.Н.Иванов. Кострома. М., 1970. С. 98-103; В.Н.Бочков и К.Г.Тороп. Кострома. Путеводитель. Ярославль, 1970. С. 164-170; Г. и Н.Чернецовы. Путешествие по Волге. М., 1970. С. 38; А.Кильдышев и К.Тороп. Церковь Воскресения на Дебре. Ярославль, 1971; Г.К.Вагнер. Старые русские города. М., 1980. С. XL, 363-364; И.М.Разумовская. Кострома. Л., 1989. С. 34-38; С.Каткова. Века и судьбы. Сборник статей. Кострома, 2001. С. 321-338; Костромская икона. Авт.- сост. Н. Комашко, С. Каткова. М., 2004. ГАКО, ф. 558, оп. 2, д. 133, л. 49-52, 395, 405 об. - 406, 419 об., 432, 518, 274 об.; д. 134, л. 16-18 об.; ф. 137, оп. 2, д. 5060, л. 1-3; д. 2442, л. 204-205. РГИА, ф. 1284, оп. 188, д. 100, л. 1-79; ф. 797, оп. 29, 11 отд. 2 ст., д. 104, л. 1-5. Архив Свода памятников ДКН. Е.В.Кудряшов. Архитектурный комплекс церкви Воскресения на Нижней Дебре в городе Костроме, XVII-XIX вв. Рукопись.

О проекте Департамент культурного наследия Костромской области