Улицы Персоны Памятники Изображения
Найти
Участок культурного слоя слободки Юрия Васильевича Глинского и слободы Голяда (Спасская и Никольская слободы)

Персоны

Участок культурного слоя слободки Юрия Васильевича Глинского и слободы Голяда (Спасская и Никольская слободы), XVI-XVIII вв.

Костромской, р-н/Костромская, обл, памятник ограничен набережной р. Волги, ул. Н.-Набережной, ул. Широкой, ул. Ярославской, ул. Заволжской, ул. Московской, ул. Красносельской, ул. Заводской, ул. В.-Набережной

Памятник расположен на коренной террасе и его склоне, переходящем в надпойменную террасу правого берега р. Волги. Граница памятника начинается от набережной р. Волга, пересекает ул. Н.-Набережную, тянется до ул. Широкой. Далее по ул. Широкой продолжается до пересечения с ул. Ярославской. По последней тянется до пересечения с ул. Заволжской. Затем, образуя прямую линию с ул. Заволжской, сворачивает на ул. Московскую, по ней тянется до поворота на ул. Красносельскую. По ул. Красносельской выходит на ул. Заводскую и далее к набережной р. Волги, пересекая при этом ул. Верхне-Набережную.

Никольская слобода впервые упоминается в 1560 г. как “слободка Юрия Васильевича Глинского”. В кон. XVI в. в ней было две деревянные церкви – Никольская и Козьмодемьянская и 54 двора, в 1649 г. – 42 двора, в которых проживало 94 человек, 3 лавки с молочным товаром и один кабак. Здесь же находился Патриарший двор. В ходе археологических наблюдений в начале ул. Низовой, входящей в рамки бывшей Никольской слободы, были обнаружены фрагменты керамики, датированные XVII-XVIII вв., в т.ч. венчик серовато-черного горшковидного сосуда IX типа по классификации С.И. Алексеева, датированный XVII в.

Спасская слобода (иначе “слободка Голяда”) известна с конца XVI в., когда царем Федором Иоанновичем она была передана во владение Ипатьевского монастыря. В Писцовой книге Костромы 1628-1630-х гг. упоминается как “Троицы ж Ипатцкого монастыря за речкою за Волгою Спасская слободка Голяда тож”. В 1628 г. здесь было 21 двор, где проживало 43 человека, не считая “монастырских служебников, дворов нищих людей, келей и мест дворовых”. В 1685-1688 гг. здесь построена каменная Спасо-Преображенская церковь. Основным занятием жителей Спасской слободы был перевоз через р. Волгу.


Лит.: Григоров А.А. Немного о прошлом Заволжья г. Костромы // Костромская земля: Краеведческий альманах. Вып. 1. Кострома, 1990. С. 8.; Алексеев С.И. Материалы к археологической карте города Костромы // Историко-археологическое изучение Поволжья. Йошкар-Ола, 1994; Алексеев С.И. Города и крепости XII-XVII вв. // Археология Костромского края. Кострома, 1997;. Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 1. Ч. 3. Кострома, 1998; Алексеев С.И. Итоги археологических исследований в г. Костроме и Костромской области (1989-2000гг.) // Вестник Костромской археологической экспедиции. Вып. 1. Кострома, 2001. С. 29-36; Писцовая книга Костромы 1627/28-1629/30 гг. Кострома, 2004.

О проекте Департамент культурного наследия Костромской области