Улицы Персоны Памятники Изображения
Найти
Описание Упоминается в статьях

Статьи

БОГОСЛОВСКАЯ И АНДРЕЕВСКАЯ СЛОБОДЫ

Две слободы, занимающие обособленное положение на левобережной стороне города, являются интереснейшими комплексами окраины Костромы. Особенную ценность представляет замечательно сохранившая свою планировку и застройку Богословская слобода, которая образует уникальную историко-архитектурную среду для ансамбля Ипатьевского монастыря.

Богословская слобода, известная по письменным источникам с ХVI в., принадлежала Ипатьевскому монастырю и иногда называлась Ипатьевской. В ней жили монастырские работники различных специальностей. Широкая строительная и художественная деятельность, развернувшаяся в монастыре, способствовала развитию как самой слободы, так и всевозможных ремесел среди ее жителей — кузнечного, каменщицкого, кирпичного, иконописного и др. В 1562 г. здесь были построены два деревянных храма, вместо которых в 1681-1687 гг. местными каменщиками сооружена существующая церковь Иоанна Богослова. В 1678 г. в слободе находилось 254 двора, в ней проживало 640 человек. К концу ХVIII в. количество дворов и жителей в слободе сильно сократилось: соответственно 67 и 373 (по материалам генерального межевания 1778 г.). Развитию слободы в конце ХIХ — начале ХХ вв. во многом способствовало открытое здесь в 1879 г. Александровское православное братство с целью устройства благотворительных и просветительских учреждений в тех местах костромских земель, которые были связаны с царем Михаилом Федоровичем. Его учредителем, попечителем и руководителем был местный уроженец тайный советник И.Е. Беляев. Названо братство было в честь наследника великого князя Александра Александровича, будущего императора Александра III. В самой слободе братством был открыт целый ряд учебных и медицинских заведений. В 1881 г. выстроено двухэтажное деревянное здание для начального училища, а в 1883 г. куплен старый дом для амбулаторной лечебницы (ул. Огородная, 7/4). В 1900 г. было сооружено новое кирпичное здание для приходского училища (ул. Просвещения, 22). Еще ранее, в 1890 г., на соседнем участке построено два кирпичных корпуса — рукодельная мастерская для девочек и столярно-токарная мастерская для мальчиков при училище (ул. Просвещения, 24).

Андреевская слобода, впервые упоминаемая в писцовой книге 1628 г., принадлежала Богоявленскому монастырю. В это время в ней жили монастырские “служебники” и нищие. В слободе стояли две деревянные церкви — Андрея Критского (давшая название слободе) и Успенская. Согласно переписной книге 1678 г., в Андреевской слободе жили монастырские ремесленники и работники: кожевники, скорняки, плотники, сапожники, рыбаки и др. Всего было 24 двора, в которых проживал 51 человек, а также 2 двора нищих. В 1798 г. на месте деревянного храма (или рядом с ним) сооружена каменная Успенская церковь с приделом Андрея Критского (не сохранилась). В 1871 г. она была приписана к приходу соседней церкви Иоанна Богослова. После революции Богословская слобода была переименована в Трудовую, а Андреевская в Рабочую. В черту города слободы вошли в августе 1931 г. В 1956 г. была возведена дамба, оберегающая бывшую Андреевскую слободу от разлива вешних вод. Существующая застройка Богословской слободы сформировалась на протяжении ХIХ — начала ХХ вв. Самые ранние дома, по-видимому, восходят к первой половине и середине ХIХ столетия, но основная их масса относится к концу ХIХ — началу ХХ вв. Историческая застройка Андреевской слободы сложилась в основном на рубеже ХIХ — ХХ вв., хотя некоторые дома можно предположительно отнести к более раннему времени (вторая половина ХIХ в.).

Слободы расположены на правом берегу реки Костромы к северу от Ипатьевского монастыря. Богословская слобода примыкает непосредственно к монастырю, а Андреевская отделяется от нее ул. Береговой. Богословская слобода имеет сложную двухчастную структуру. Меньшая ее часть, расположенная на берегу реки и непосредственно у стен монастыря, отличается своеобразной веерной планировкой, которая подчинена церкви Иоанна Богослова. На храм ориентированы основные радиальные улицы и переулки этой части. Остальная территория слободы, протянувшаяся в западном направлении, имеет планировку в виде неправильной сетки улиц. Ее основу составляют три продольные улицы (Осоавиахима, Покровского и Огородная), которые пересекаются более короткими переулками. Длинные стороны всей слободы ограничивают ул. Просвещения с юга и ул. Береговая с севера. Андреевская слобода в своих исторических границах состоит по существу из одной улицы (Рабочая слобода), идущей в направлении “запад-восток”.

В панораме Богословской слободы, открывающейся от реки Костромы, доминирует пятиглавая церковь Иоанна Богослова с шатровой колокольней. При определенных ракурсах важную роль в ее силуэте играет собор Ипатьевского монастыря, а также церковь Собора Богородицы, привезенная из с. Холм. Жилая застройка слободы носит усадебный характер и состоит преимущественно из деревянных одноэтажных обшитых тесом домов. Значительно меньше полукаменных зданий, хотя в некоторых уголках слободы они занимают ведущее положение (например, Производственный пер., 4, 8). Их композиционная роль повышается при наличии мезонина (ул. Покровского, 4, ул. Веселова, 9, ул. Береговая 7, 9, 13, ул. Осоавиахима, 39). Такие дома являются важными акцентами в застройке улиц. Почти нет в слободе каменных жилых домов. Исключениями служат три двухэтажных кирпичных здания (пер. Металлистов, 4, пер. Комлевский, 19 и ул. Береговая, 39).

В стилистической характеристике застройки Богословской слободы определяющими являются формы эклектики. В деревянных и полукаменных домах использована накладная и сквозная резьба, восходящая к традициям народного зодчества (например, Комлевский пер., 4, ул. Покровского, 4, пер. Прибрежный, 4, пер. Производственный, 2). В фасадных композициях и декоре ряда домов прослеживаются черты позднего классицизма (пер. Металлистов, 4, ул. Осоавиахима, 9/17, ул. Береговая, 39). В застройке слободы выделяется крупное двухэтажное (третий этаж надстроен в советское время) здание приходского училища (ул. Просвещения, 22), сооруженное в кирпичном стиле. Застройка Андреевской слободы является исключительно деревянной. Домовладения образуют вытянутые в глубину квартала усадьбы. Некоторые из них по улице, наряду с главным домом, имеют бревенчатые амбары, выходящие на красную линию глухим торцом. Своими размерами и определенной представительностью выделяется единственный в слободе полукаменный дом (Рабочая слобода, 16). В формах его наличников, сандриков и угловых лопаток сохраняются отзвуки позднего классицизма. Большая часть домов украшена скромным пропильным и накладным орнаментом в духе народной архитектуры. Дом № 7, помимо нарядной резьбы наличников и карнизного подзора, выразителен высоким щипцом в завершении фасада.

О проекте Департамент культурного наследия Костромской области