
Улицы Персоны Памятники Изображения | |||
|
ПерсоныВоротилов С.А.ГлинскиеГорлицын Н.И.Демут-Малиновский В.И.Захаров А.Д.Зворыкин И.Д.Клер К.Малышев И.В.Метлин Н.И.Мичурин И.Ф.МорозовыСалтыкова Е.М.Стасов В.П.Фурсов П.И.Хитрово
Предметный указательИпатьевский монастырь, ХVI-XIX в.Богоявленско-Анастасиин монастырь, XVI-XIX вв.Кельи Анастасиинского Крестовоздвиженского монастыря, перв. пол. ХIХ в.Церковь Вознесения на Дебре, сер. XVII в.Церковь Иоанна Богослова, посл. четв. XVII-нач. ХХ вв.Церковь Иоанна Златоуста, кон. XVIII в.Церковь Алексеевская, втор. пол. XVIII в.; перв. пол. XIX в.Гостиный двор (Красные ряды) с церковью Спаса в Рядах и Мелочными рядами, сер. XVIII-XIX вв.Большие Мучные ряды, конец XVIII в.Рыбные и Мясные ряды. Комплекс, перв. тр. XIX в.Хлебные ряды, нач. и втор. пол. XIX в.Овощные (Табачные) ряды, перв. четв. XIX в.Дом Дурыгиных, кон. XVIII - нач. XIX в.Присутственные места, нач. и втор. четв. XIX в.Памятник Ивану Сусанину, 1968 г.Фабрика льнопрядильная А.В. Брюханова, сер. XIX — нач. XX вв.Фабрика льнопрядильная братьев Зотовых, втор. пол. ХIХ в.Фабрика ткацкая и прядильная Третьяковых и Коншина (Большая Костромская льняная мануфактура), втор. пол. ХIХ — нач. ХХ в.Училище женское им. Зотовых, кон. XIX в.Родовспомогательное заведение им. Ф.В. Чижова (кожевенный завод Рыльцовых) и больница Костромского уездного земства, кон. XVIII; кон. XIX — нач. ХХ вв.Народный дом, нач. XX в.Костромское соединенное промышленное училище им. Ф.В. Чижова, сер. XIX в., 1890-е гг.Дома доходные Третьякова (усадьба Солодовниковых), кон. XVIII — нач. XIX вв., кон. XIX — нач. XX вв.Ночлежный дом Ф.И.Чернова, кон. XIX в.Читальня народная им. А.Н.Островского, кон. XIX в.Федоровская община сестер милосердия и больница, нач. ХХ в.Музей Романовский, нач. ХХ в.Дом жилой, втор. пол. ХIХ в.Дом жилой, нач. ХХ в.Станции водопроводная, фильтровальная и электрическая. Комплекс. Третья четв. XIX - нач. XX в.Фабричный поселок льнокомбината им. И.Д. Зворыкина, 1930-е гг.Дом Связи, 1934 г.Церковь Рождества Христова, трет. четв. ХVII в.Дом Свешниковых, кон. ХVIII в.Церковь Александра и Антонины, кон. ХVIII в., перв. пол. ХIХ в., нач. ХХ в.Усадьба Ратьковых, серед. ХIХ в.Дом Мягковых, перв. пол. ХIХ в., кон. ХIХ — нач. ХХ в.Участок культурного слоя селения Малышково, XVII-XVIII вв.
|
Историко-архитектурный очерк развития КостромыКостромской, р-н/Костромская, обл Костромской, р-н/Костромская, обл Костромской, р-н/Костромская, обл Костромской, р-н/Костромская, обл Костромской, р-н/Костромская, обл Костромской, р-н/Костромская, обл Костромской, р-н/Костромская, обл Костромской, р-н/Костромская, обл Костромской, р-н/Костромская, обл Костромской, р-н/Костромская, обл Кострома, по данным новейших археологических исследований, возникла как поселение на рубеже XI – XII вв. на левом берегу Волги, на мысу, образованном впадающими в нее реками Костромой и Сулой. На его основе здесь к сер. XII в. вырос торгово-ремесленный посад, на территории которого археологами обнаружены срубные постройки жилых усадеб с частоколами и производственные комплексы. Оcновными улицами застройки, развивавшейся вдоль берега Волги, были, по-видимому, Мшанская (ныне ул. Островского) и Набережная, которые пересекались переулками. Возможно, уже в период сер. XII – сер. XIII в. начала также складываться веерная система улиц, в частности сформировалась Стрелина улица, которая переходила в дорогу на Галич Мерский. Особенностью поселения этого времени является отсутствие фортификационных укреплений. Возникновение первого костромского кремля на берегу Сулы (у пересечения современных улиц Островского и Пятницкой), по-видимому, относится к сер. XIII в. На территории, окруженной валом, рвом и деревянной стеной, стояли деревянный собор Федора Стратилата и, вероятно, княжеский дворец. Вокруг кремля располагался посад, который развивался вдоль берега Волги и в направлении дорог на Галич, Вологду и Ярославль. В XII – XIV вв. город занимал оба берега Сулы. На ближних подступах к Костроме во 2-й пол. XIII в. были основаны Спасо-Запрудненский и Ипатьевский монастыри. В кон. XIV – нач. XV в. Кострома – хорошо укрепленный и крупный город с развитой системой планировки, в котором было не менее 30 церквей. После пожара 1410 г., уничтожившего значительную часть городской застройки, кремль был перенесен ниже по течению Волги, на юго-восточную окраину сложившейся к тому времени территории Костромы. Крепость, сооруженная на высоком холме (ныне его занимает городской сад), стала ядром новой градостроительной структуры Костромы с веерной планировкой, включившей также прежнюю сеть улиц. Территория кремля была обнесена земляным валом со рвом и деревянными стенами с 16 башнями. К настоящему времени от укреплений частично сохранилась восточная линия вала (вдоль ул. Чайковского). К северо-западу от кремля располагались торг и посад с Ризположенским (основан еще в 14 в.) и Богоявленским (возник в 1420-х гг.) монастырями. В 1-й пол. XVI в. в кремле построен Успенский собор, первое каменное сооружение Костромы. Это был одноглавый двухстолпный храм с высоким сводчатым подклетом. Фасады, расчлененные лопатками на прясла, завершались закомарами, входы были оформлены перспективными белокаменными порталами. Несколько позднее рядом с Успенским возвели второй каменный собор – Троицкий. Во 2-й пол. XVI в. началось каменное строительство в Богоявленском и Ипатьевском монастырях. Собор Богоявленского монастыря (1559 – 1565), сооруженный ростовскими мастерами, представляет собой характерный для своего времени пятиглавый крестовокупольный четырехстолпный храм с тремя апсидами. Архитектура его отличается родственными чертами с кремлевским Успенским собором: прясла фасадов разделены лопатками и первоначально завершались закомарами (позднее включенными в четырехскатное покрытие), входы выделены перспективным порталами. В Ипатьевском монастыре были выстроены около 1560-х гг. Троицкий собор (в сер. XVII в. заменен новым), в 1559 – 1564 гг. церковь Рождества Богородицы с трапезной (не сохр.), а в 1586 – 1590 гг. стены с четырьмя угловыми башнями и тремя воротами. В кон. XVI в. возведены также шатровые надвратные храмы Федора Стратилата и Ирины, братский и келарский корпуса. Каменное строительство продолжилось в Ипатьевском монастыре в первые годы XVII в. сооружением трехъя-русной трехпролетной звонницы. В XVII в. рядом с древним центром Костромы возник Новый город, основанный в 1619 г. на месте древнего торга. Он примыкал к северо-западному пряслу кремля, получившего теперь наименование Старого города. Территорию неправильной четырехугольной формы окружали ров и деревянная стена с 13 башнями, в том числе четырьмя с воротами. Планировку Нового города, превосходившего по размерам Старый город, определяли направленная вдоль Волги Брагина улица и пересекавшие ее переулки. Застройка Нового города в XVII в. была полностью деревянной. В ней выделялись гостиный двор и несколько церквей. Среди последних следует отметить церковь Рождества Иоанна Предтечи на Брагиной улице «верх на каменное дело с закомары», которая, очевидно, следовала архитектуре каменных храмов с позакомарным покрытием. В кремле в тот период, помимо двух каменных соборов и нескольких клетских и шатровых деревянных церквей, в том числе Крестовоздвиженского монастыря, находились административные здания, житницы, кузница и 191 осадный двор, располагавшиеся по трем улицам. Планировку Костромы в XVII в. определяли начинавшиеся от ворот обоих укреплений дороги, ведущие в Галич, Новгород Великий, Ярославль и другие города. От перепра-вы через Волгу к центру города поднималась дорога, примерно соответствовавшая современной ул. Молочная гора. На берегу Волги, вдоль реки располагался нижний посад с Десятильничей улицей. Здесь стояло несколько деревянных церквей, составлявших цепочку архитектурных доминант переднего плана в панораме города, открывавшейся со стороны Волги. Окраины Костромы занимали Ямская, Кузнечная, Полянская, Пищальная, Кирпичная слободы, а на берегу Волги находилась Рыбная слобода. В 1-й пол. XVII в. в Костроме насчитывалось 34 церковных прихода с двумя дере-вянными храмами в каждом. Первые каменные приходские церкви появились в сер. XVII в. Одна из них – церковь Воскресения на Дебре (ул. Нижняя Дебря, 37) 1645–1651 гг. – принадлежит к лучшим памятникам Костромской архитектурной школы XVII в. Пятигла-вый крестовокупольный четырехстолпный храм с тремя апсидами обладает развитой живописной композицией, усложненной галереями с приделом, увенчанным главой на горке кокошников, и тремя шатровыми крыльцами. Фасады отличаются богатейшим убранством с нарядными наличниками, пучками полуколонок, резными клеймами, украшенными травным и звериным орнаментом, и другими декоративными элементами. Другой выдающийся памятник костромского каменного зодчества XVII в. – церковь Иоанна Богослова – выстроен в 1681 – 1687 гг. в Ипатьевской слободе (ул. Клубная, 5). Его продольно-осевую композицию составляют пятиглавый двухстолпный храм с трехчастной апсидой, двухстолпная трапезная и шатровая колокольня. В наружном убранстве выделяются налични-ки окон храма, выполненные в духе дивного узорочья. Во 2-й пол. XVII в. каменные хра-мы строятся также в заволжских селах и слободах. На протяжении XVIII в. деревянные храмы постепенно заменялись каменными. В них преобладали еще черты древнерусского зодчества, однако с сер. 18 в. в культовой ар-хитектуре Костромы начал проявляться стиль барокко. Впервые декоративные элементы этого стиля были применены в 1740-е гг. при обновлении или перестройке более ранних сооружений – звонницы Ипатьевского монастыря и галерей церкви Воскресения на Дебре. Как предполагают, это могло быть связано с влиянием архитектора И.Ф. Мичурина, по проекту которого в 1742 – 1744 гг. ремонтировались почти все постройки Ипатьевского монастыря. Вслед за робкими проявлениями барокко черты этого стиля нашли последовательное и яркое отражение в церкви Николая Чудотворца (1752 – 1760) Богоявленского монастыря (не сохр.). Высокий и стройный храм типа «восьмерик на четверике» имел развитое ярусное завершение. Его фасады были расчленены тонкими пилястрами и многобломными, раскрепованными карнизами, окна украшены рамочными наличниками с ушами и криволинейными сандриками. Однако этот памятник был исключением в архитекту-ре Костромы своего времени, обязанным своим появлением заказчице – генеральше Е.М. Салтыковой, по-видимому, привлекшей к проектированию московского зодчего. В целом же для костромских храмов 1750-х – нач. 1760-х гг. был характерен сплав традиционных приемов и форм допетровского зодчества и нового стиля (например, церковь Иоанна Златоуста – ул. Лавровская, 5; Алексеевская церковь – ул. Катушечная, 14; церковь Всех Святых – не сохр.). Центр Костромы вплоть до посл. четв. XVIII в. сохранял свой средневековый харак-тер. Лишь после пожаров 1773 и 1779 гг., уничтоживших остатки деревянных укреплений и многие другие постройки кремля, часть валов была срыта, а рвы засыпаны. На месте рва с юго-восточной стороны была проложена Ильинская улица (ныне ул. Чайковского). В тот же период началось обновление кремлевской застройки. В 1773 г. были разобраны обгоревшие здания Крестовоздвиженского монастыря. В 1775 – 1778 гг. был перестроен Успенский собор (не сохр.), приобретший барочный облик. Рядом с ним в 1776 – 1791 гг. по проекту архитектора С.А. Воротилова сооружен одноглавый четырехстолпный Богоявленский собор (не сохр.), один из наиболее ярких костромских памятников в стиле барокко. Высокая четырехъярусная колокольня собора, ставшая главной высотной доминантой Костромы, принадлежала к лучшим произведениям подобного типа в провинции, наследуя традиции московской школы сер. XVIII в. Два кремлевских собора и колокольня, дополненные оградой со Святыми воротами, образовывали незаурядный, художественно цельный ансамбль, отразивший период расцвета стиля барокко в архитектуре Костромы. В 1778 г. Кострома стала центром Костромского наместничества (с 1796 г. губер-нии). В 1781 г. был утвержден регулярный план города, который после уточнений, внесенных в 1784 г., определил все дальнейшее развитие застройки Костромы. Основой планировки стала стройная и развитая веерная система улиц, расходящихся от центральной Екатеринославской (с 1835 г. Сусанинской) площади, устроенной на территории бывшего Нового города. Три главных улицы – Еленинская (ул. Ленина), Павловская (пр. Мира) и Марьинская (ул. Шагова) – образовали трехлучевую систему. Основные лучи с каждой стороны дополнялись еще несколькими улицами, соединявшими центр города с его окраинами. Всю систему радиальных магистралей пересекали три полукольца с ломаной трассировкой, которую повторяла улица, проложенная вдоль границы города с валом и рвом за ней. В процессе осуществления конфирмованного плана в кон. XVIII – 1-й пол. XIX в. сложился архитектурный ансамбль центра Костромы, до сих пор определяющий художественное своеобразие города. Исключительно важное место в структуре города заняли два каре Гостиного двора (Красных рядов) и Больших Мучных рядов, сооруженных на торговой площади в 1791 – 1796 гг. по проекту губернского архитектора К. Клера. При этом в композицию Красных рядов была включена Спасская церковь 1766 г. В последующие годы этот ансамбль дополнился многочисленными корпусами торговых рядов (Мелочных, Рыбных, Мясных, Хлебных и других), некоторые из которых были построены по проектам губернского архитектора Н.И. Метлина, а Овощные (Табачные) ряды – по проекту В.П. Стасова. К лучшим сооружениям этого времени принадлежат также дом Дурыгиных (пр. Мира, 11) 1793 г. в стиле раннего классицизма, дом И.В. Малышева (ул. Советская, 24/2) кон. 18 в. в стиле зрелого классицизма, присутственные места (ул. Советская,1/2), сооруженные в 1806 – 1808 г. по образцовому проекту А.Д. Захарова в стиле ампир. Замечательные постройки ампирной архитектуры следующего десятилетия, украсившие Екатеринославскую площадь – пожарная каланча и гауптвахта – были созданы по проекту губернского архитектора П.И. Фурсова в 1823 – 1827 гг. В 1834 г. в центре площади в точке схода главных радиальных улиц было задумано поставить памятник Ивану Сусанину. Монумент (скульптор В.И. Демут-Малиновский), установленный в 1851 г., представлял собой гранитную колонну, венчавшуюся бюстом царя Михаила Федоровича, у подножия которого был помещен коленопреклоненный Иван Сусанин. В сер. XIX в. на северной окраине города сформировалась промышленная зона. Ее основу составили комплексы механического завода Д.И. Шипова (основан в 1852 г.) и крупных текстильных фабрик А.В. Брюханова (1853 г.), братьев Зотовых (1859 г.), братьев Третьяковых и В.Д. Коншина (1866 г., позже преобразована в Большую Костромскую льняную мануфактуру). Они заняли все территории напротив Ипатьевского монастыря, левый берег впадающей в Волгу р. Костромы и берег ее притока р. Запрудни. Выстроенные в кирпичном стиле массивные двух- и трехэтажные производственные корпуса с нарядно декорированными технологическими башнями и высокими трубами образовывали на фабричных участках систему внутренних дворов и внутризаводских улиц. Одновременно со строительством производственных зданий вокруг фабрик начали формироваться прифабричные поселки для рабочих и служащих, в которые наряду с жилыми домами входили различные благотворительные, учебные, медицинские и культурно-просветительные учреждения. Наиболее крупный поселок сложился при фабрике Третьяковых с возведенными в кирпичном стиле пятиэтажной рабочей казармой на 1000 человек (т.н. “Домом труда”, 1895 г., ул. Ерохова, 1), больницей и фабричным училищем кон. 19 в. (ул. Ерохова, 2, 12) и яслями в стиле модерн, 1916 г. (ул. Ерохова, 6). Конечные отрезки улиц, ведущих от центра к фабрикам, стали застраиваться двухэтажными деревянными и полукаменными многоквартирными домами, частично или полностью сдаваемыми в наем. В 1897 г. здесь на средства фабрикантов Зотовых было возведено в кирпичном стиле двухэтажное женское училище (ул. Симановского, 40), на рубеже 19 – 20 вв. – уездная земская больница (ул. Спасокукоцкого, 29/62), а в 1904 г. был открыт двухэтаж-ный кирпичный Народный дом в формах эклектики, с большим зрительным залом, библиотекой, чайной и различными клубными помещениями (ул. Симановского, 70). Крупнейшим городским учебным заведением стало основанное в 1890-е гг. Соединенное про-мышленное училище, сооруженное на деньги, завещанные видным промышленником и общественным деятелем Ф.В. Чижовым, и включавшее наряду с учебными корпусами мастерские и жилые дома для сотрудников, выполненные в формах классицизирующей эклектики. Во 2-й пол. XIX в. и нач. XX в. в архитектуре Костромы преобладали различные на-правления эклектики и историзма (яркий пример – доходные дома Третьякова на ул. Си-мановского, 24/26). Широкое распространение в общественной архитектуре Костромы этого времени получил кирпичный стиль (например, ночлежный дом Ф.И. Чернова 1890 г. – ул. 1-го Мая, 2; народная читальня им. А.Н. Островского 1896 г. – ул. Островского, 5). В русском стиле выстроены Федоровская община сестер милосердия и больница (ул. Нижняя Дебря, 19) 1900 – 1903 и 1909 – 1911 гг., Романовский музей (пр. Мира, 5) 1909 – 1911 гг., архитектор Н.И. Горлицын. Заметное место в архитектуре этого периода принадлежит деревянной застройке с резным декором, в котором использованы мотивы народного искусства, в том числе в духе «ропетовщины» (например, жилые дома на просп. Текстильщиков, 68/38 и ул. Ивановская, 12). В нач. 20 в. в архитектуре Костромы проявились также черты модерна (например, жилые дома на ул. Симановского, 10 и ул. Шагова, 18 Г) и неоклассицизма (например, фильтровальная и электрическая станции 1912 – 1913 гг., архитектор Н.И. Горлицын, ул. 1-го Мая, 1-3). В послереволюционные десятилетия архитектурный облик Костромы понес большие утраты, была уничтожена бόльшая часть церквей, взорван соборный ансамбль, город лишился высотных доминант. Вместе с тем уцелели все главные сооружения гражданской архитектуры, значительная часть жилой застройки, благодаря которым Кострому и в особенности ансамбль ее центра можно отнести к выдающимся памятникам русского градостроительного искусства. В годы индустриализации страны в Костроме началось интенсивное промышленное строительство, которое повлекло за собой возведение жилых домов и рабочих поселков, зданий культурно-бытового назначения. Эти сооружения, выстроенные в характерных для советского градостроительства 1920 – 1930-х гг. стиле конструктивизма и близких к нему стилистических направлениях, во многом изменили облик города, придав ему новый мас-штаб. Наиболее полно идеи новой архитектуры воплотились в строительстве крупнейшего в стране льнокомбината с передовой технологией системы инженера И.Д. Зворыкина и прифабричного поселка со зданиями социально-бытового назначения: детским садом, яслями, столовой и другими. В новом стиле был возведен также целый ряд общественных зданий: Дом Связи, фабрика-кухня, железнодорожный вокзал (последние два здания перестроены в 1990-х гг.). В послевоенные годы во вновь созданной Костромской области возросли объемы строительства жилья и зданий общественного назначения. Архитектуру зданий и градостроительные решения в эти годы определяли традиции классицизма. Осуществлялась комплексная застройка территорий, с конца 1950-х гг. получило развитие строительство жилых домов по типовым сериям. В советское время в черту города вошла заволжская сторона Костромы. Село Городище с церковью Рождества Христова (1663 г.), принадлежавшее в XVI – XVII вв. боярам Морозовым и в кон. XIX – нач. XX в. ставшее дачной местностью, было включено в черту города в 1932 г. Бóльшую часть Заволжья составляют Спасская и Никольская слободы, они известны с XVI в. и до 1764 г. принадлежали Ипатьевскому монастырю. Их плани-ровка до сих пор сохраняет средневековые черты. Наиболее ценными памятниками здесь являются церковь Спасо-Преображения (ул. Волгарей, 4) 1688 г. и дом Свешникова (ул. Волгарей, 6) кон. XVIII в. Селище, известное как помещичье село с XVI в., в XVII – XVIII вв. принадлежало разным владельцам (Глинским, Морозовым, Хитрово и др.). В 1932 г. вошло в черту города. Благодаря свободной планировке и усадебной застройке, приемы которой восходят к древнерусским традициям, Селище является одним из колоритных районов Костромы. Особую архитектурную ценность представляют церковь Александра и Антонины (ул. Верхне-Селищенская, 35) 1786 г., усадебные дома Ратьковых (ул. Городская, 25) сер. XIX в. и Мягковых (проезд Приречный, 7) 1-й пол. XIX в. Усадьба Малышково в составе поселка Малышково вошла в черту города в 1940 г. Здесь сохранились деревянный господский дом и парк. Расположенные за р. Костромой Богословская и Андреевская слободы, известные с XVI – XVII вв., включены в число городских территорий в 1931 г. Они хорошо сохранили свою планировку и застройку, составляющую историческую среду для ансамбля Ипатьевского монастыря. Наибольший интерес здесь представляет церковь Иоанна Богослова (ул. Клубная, 5) 1687 г. Литература: Лукомские Г.К. и В.К. Кострома. СПб., 1913. Скворцов Л. Материалы для истории города Костромы. Кострома, 1913. Навоев П.Е. Кострома. Юбилейный иллюстрированный путеводитель. СПб., 1913. Иванов В.Н., Фехнер. М.В. Кострома. М., 1955. Кострома. Путеводитель-справочник. Кострома, 1963. Иванов В.Н. Кострома. М., 1970; 2 изд. М., 1978. Бочков В.Н., Тороп К.Г. Кострома: Путеводитель. Ярославль, 1970. Кострома: Путеводитель. Ярославль, 1983. Разумовская И.М. Кострома. Л., 1989. Кудряшов Е.В. Архитектурный ансамбль центра Костромы. Ярославль, 1992. Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 1: г. Кострома: В 3 ч. Кострома, 1996 – 1998. Бочков В.Н. Старая Кострома: Рассказы об улицах, домах и людях. Кострома, 1997. Археология Костромского края. Кострома, 1997. С. 200 – 227. Губернский дом. Кострома, 1998, № 5 – 6; 1999, № 5 – 6; 2002, № 1 – 2. Исторические города и села Костромской области. Кострома, 2004. С. 10 – 36. |