Улицы Персоны Памятники Изображения
Найти
Описание Упоминается в статьях

Статьи

Дом Трубникова, втор. четв. XIX в.Ремесленная управа, сер. XIX в.Пекарня Тарунина, нач. XX в.Дом А.Ф.Благовещенского, нач. XIX в.Дом В.С.Лапотникова, третья четв. XIX в.Дом И.К.Сладкова, нач. XIX в.Дом В.Я.Кармалеева, посл. четв. XVIII в., сер. XIX в.Дом Белянкиных, третья четв. XIX в.Дом К.Х. Гакена, посл. четв. XVIII; сер. - третья четв. XIX в.Дом жилой, сер. XIX в.Дом С.И.Горбунова, кон. XVIII в.Дом Живущевых, XIX - нач. ХХ в.Церковь Иоанна Богослова. Комплекс, XVII - втор. пол. XIX в.Дом Н.А.Шаровникова, нач. XIX в.Дом Днепрова, нач. ХХ в.Дом И.А.Костицина, перв. треть XIX в.Дом М.В.Рыбникова, перв. четв. XIX в. - кон. ХIХ в.Дом Е.П.Копкова, посл. четв. XIX в.Дом П.В.Квасникова, нач. XIX в.Усадьба Кокорева, посл. четв. XVIII - кон. XIX в.Участок культурного слоя у Каткиной горы, XV-XVIII вв.

Горная ул. (Богословская)

Одна из живописнейших улиц города, спускающаяся по крутому береговому склону к Волге, соединяет две радиальные улицы Александровской части города, идущие от центра к востоку - Советскую и Лесную (бывш. Русину, позже Кинешемскую и Набережную).

Горная (до 1917 г. Богословская) улица невелика по протяженности: ее составляют два квартала по четной стороне и три - по нечетной. В самом начале от нее в восточном направлении отходит Ивановская ул., на среднем отрезке она имеет расширение - так называемую "церковную площадку" с храмом Иоанна Богослова, а под горой, на нижней надпойменной террасе, ее пересекает ул. Нижняя Дебря, идущая параллельно берегу.

Образование древней дороги от Волги к так называемой Кадкиной горе можно отнести к XV-XVI вв. Улица пролегала по территории городского посада, она шла перпендикулярно Волге, огибала гору с востока и, объединившись с Ивановской, выходила к началу Русиной ул. Основным акцентом в ее деревянной застройке служила "двойня" деревянных храмов на вершине Кадкиной горы - Иоанна Богослова и Максима юродивого. По имени первого она и получила свое историческое название.

Каменная Богословская церковь, по некоторым данным выстроенная в 1686 г., была небольшим двустолпным одноапсидным храмом, крытым на четыре ската и завершенным одной главой. Во время пожара 1773 г. улица полностью выгорела, но вскоре была вновь отстроена в камне. Близость к центру и важная роль в системе радиально-кольцевой планировки города во многом определяют характер ее застройки. Основу здесь составляют двухэтажные жилые дома в стиле классицизма. Уже в 1781-1784 гг., сразу же после принятия регулярного плана, начинают оформляться углы кварталов (№№ 7/2, 8 А, 29/3), чуть позже, в 1790-е гг., строится дом № 11, фиксирующий верхнюю сторону церковной площадки и замыкающий перспективу улицы от Волги, остальные здания в основном относятся к перв. четв. XIX в. (№№ 4, 6, 16/7, 19/10, 21, 27). Для всех этих зданий характерны компактность объема (как правило, 7 оконных осей по уличному фасаду), поэтажное членение фасадов профилированными карнизами, использование рустовки, декорирование оконных проемов сандриками различного вида. Большинство угловых зданий имеют характерный для зодчества Костромы скругленный угол, обращенный к перекрестку.

В 1874-1876 гг. был полностью перестроен храм Иоанна Богослова: его объем был значительно расширен, получив развитие по поперечной оси, и надстроен крупным восьмериком с главкой, с запада композицию замыкала шатровая колокольня, фасады были переоформлены в русском стиле. Более крупный объем перестроенной церкви повысил роль храма в окружающей застройке и панораме города с реки. К настоящему времени улица почти полностью сохранила комплекс жилых зданий кон. XVIII-перв. пол. XIX в. Наибольшие утраты понесла церковь Богоявления, в которой устроен планетарий: колокольня храма утрачена, не сохранилось и его завершение, полностью изменен декор фасадов.

Довольно выразительные по формам здания кон. XIX- нач. XX в. - дом с магазином Днепрова в духе эклектики на углу с ул.Нижняя Дебря (№ 18/8) и пекарня Тарунина в стиле модерн (№ 3) - выглядят в застройке улицы отдельными вкраплениями, лишь подчеркивающими цельность ее классицистического характера.

О проекте Департамент культурного наследия Костромской области