Улицы Персоны Памятники Изображения
Найти
Описание Упоминается в статьях

Статьи

Дом Рогаткина и Ботникова, перв. четв. и вт. пол. XIX в.Усадьба Борщова, перв. четв. XIX в.Усадьба городская, XIX в.Гостиница "Московская", XIX в.Музей Романовский, нач. ХХ в.Дом О.П.Домерникова и И.М.Пирогова, перв. четв. XIX в.Усадьба В.А. Дурыгина, кон. XVIII в., сер. XIX в.Дворянское собрание (дом Дурыгина), посл. четв. XVIII в., втор. четв. XIX в.Училище духовное, кон. XIX в.Театр, сер. XIX в., сер. ХХ в.Усадьба Дурыгиных, кон. XVIII в.; вт. пол. XIX в.; нач. ХХ в.Дом Дурыгиных, кон. XVIII - нач. XIX в.Дом жилой, втор. пол. XIX в.Дом жилой, кон. XVIII; XIX в.Бюст А.Н. Островского, 1956 г.Братская могила советских воинов, умерших от ран в госпиталях в годы Великой Отечественной войны, 1941-1945ггМогила революционеров А.А. и Г.А. Симановских, 1862-1926 гг.,1890-1918 гг. и Д.И. Долматова, 1893-1920 гг.Участок культурного слоя бывших Кузнечной и Гашеевой слобод, у Вологодской и Галичской дорог, XIV-XVIII вв.

Мира пр-кт (Павловская ул.)

сПавловская ул. проложена в соответствии с регулярным планом Костромы 1784 г. Названа в честь наследника престола, будущего императора Павла 1. Ее трасса частично включила одну из древнейших в городе улицу Стрелину.

Проспект Мира пересекает город в направлении с юго-запада на северо-восток, от пл.Революции до территории ипподрома. Он является главной композиционной осью всей регулярной структуры города, средней магистралью трехлучевой системы центрального ядра Костромы. Продолжением Павловской ул. служила дорога в Буй, по сторонам которой за городской чертой предполагалось устроить Ямскую слободу.

На оси улицы, по середине ее протяженности, была спланирована обширная Павловская пл., предназначавшаяся для торговли сеном и дровами. Расположенная на месте бывшей Кузнечной слободы, она в своей северной половине до 1916 г. сохраняла Медный пруд. В конце XVIII в. на площади предполагалось выстроить пять корпусов "сенных, рогожных, дехтярных и хомутных лавок". В виде пятигранника, они должны были располагаться по периметру площади, раскрываясь в сторону Медного пруда. Неизвестно, был ли осуществлен этот проект, однако с нач. XIX в. на площади находился сенной торг, по которому она впоследствии (с 1918 по 1967 гг.) получила название Сенной. Рынок просуществовал здесь до 1967 г. В начале 1900-х гг. на улице между Павловской и Сусанинской (ныне пл.Революции) площадями разбит бульвар.

С 1780-х гг. улица застраивалась капитальными каменными домами в 2 и 3 этажа. Значительная часть владений в кварталах, прилегающих к Сусанинской пл., в кон. XVIII в. - нач. XIX в. принадлежала различным представителям купеческого семейства Дурыгиных. Жилые усадьбы порой включали промышленные сооружения - полотняные фабрики во владениях Дурыгиных (№ 6 А - 8) и Ф.А.Красильникова (по четной стороне в конце улицы). С 1830-х гг. характер застройки постепенно меняется. Жилые функции частично уступают место общественным. В 1837-1838 гг. один из домов был переделан под Дворянское собрание (№ 7). В 1860-х гг. сооружен один из старейших в провинции театров (№ 9). В 1894 г. возведено Духовное училище (№ 8 - восточная часть). С открытием в 1913 г. Романовского музея (№ 5) общественный характер застройки в ближайших к центру кварталах Павловской ул. стал преобладать над жилым. В исторических границах города улица охватывала по пять (включая Сенную пл.) кварталов с каждой стороны. В советское время ее протяженность увеличилась еще на несколько кварталов. Территории за Беговой ул. интенсивно застраивались в 1960-х-1970-х гг. В 1970-х гг. на бывшей Сенной пл. (с 1967 г. - пл. Мира) разбит сквер и сооружен 9-этажный жилой дом. В 1918-1952 гг. улица носила имя Луначарского, в 1952-1961 гг. называлась пр.Сталина, с 1961 г. - пр.Мира.

Существующая историческая застройка пр.Мира сохранилась лишь в ближайших к центру кварталах, расположенных между пл.Революции и пл.Мира. Все здания кирпичные, двух- или трехэтажные, стоят вдоль красной линии улицы, на некотором расстоянии друг от друга. Общий архитектурный облик этой части проспекта имеет двойственный характер. Его в равной мере определяют постройки в стиле классицизма и здания в формах эклектики. Наиболее ранние дома, относящиеся к 1780-м - 1790-м гг., построены в стиле раннего классицизма (№ 7 в первоначальном виде, № 11, № 13). Возведенные в первой четверти XIX в. здания являются характерными для провинциальной архитектуры образцами зрелого и позднего классицизма (№ 1/2, № 2, № 3). Среди них выделяется специфически костромской тип дома для двух владельцев (№ 6 Б). Постройки второй половины XIX - начала ХХ в. отражают широкий спектр архитектуры периода эклектики: псевдобарокко (№ 9 в первоначальном виде), русский стиль (№ 5) и др.

О проекте Департамент культурного наследия Костромской области